Проблема суицидального поведения в последнее время становится одной из актуальнейших проблем не только таких наук, как психология, социология, психиатрия, философия и другие, но и общества в целом. Россия находится в числе стран с очень высоким уровнем суицидов, а по частоте подростковых суицидов продолжает оставаться на одном из первых мест, и это несмотря на то что с 1990 г. уровень самоубийств в нашей стране снизился вдвое. По официальным данным Росстата, в 2014 г. зафиксировано 936 подростковых самоубийств, а в 2015 г. — 824. Ежегодно каждый 12-й подросток совершает попытку самоубийства, что резко повышает у него риск повторного суицида, но с большей вероятностью уже завершенного [15].
Отягощающими факторами риска суицида несовершеннолетних в большинстве случаев выступают социально-экономическое неблагополучие, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, а также несбалансированность образовательной среды.
Наиболее восприимчивым к влияниям подобного рода является подростковый возраст, когда ребенок проходит в своем развитии огромный путь, обретает чувство личности. Возраст подростка является периодом особой концентрации конфликтов, которые зачастую приводят к поведенческим отклонениям, в том числе суициду. Всё сказанное выше указывает на значимость проблемы профилактики суицидального поведения школьников, в особой степени — подростков.
Степени научной разработанности вопроса профилактики суицидов в детской среде нельзя дать однозначную оценку. По проблеме суицида существуют различные точки зрения. Вопросы добровольного ухода из жизни освещены Сократом, Аристотелем, Платоном, Сенекой, Сартром, Кантом и др. Причины суицидального поведения исследуются современными философами Ф. Арсьесом, К.В. Зориным, В.Н. Карандышевым, А.В. Мартыновым, В. Франклом, В.Э. Чудновским, Г. Чхартишвили, и др. С точки зрения философии основной причиной суицидальности является потеря смысла жизни [11].