По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.048.6–056.36 DOI:10.33920/pol-01-2308-07

Социально-культурная реабилитация детей с задержкой психического развития: ресурсы художественно-творческой деятельности

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174
Прошкина Анастасия Алексеевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: proshkina.nastysha09@mail.ru, ORCID 0009-0005-4126-3944
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: dashasadovina09@gmail.com, ORCID 0009-0006-0522-040Х

Социокультурная реабилитация детей с задержкой психического развития (ЗПР) ставит перед собой ряд задач, включающих привлечение детей и их семей в социокультурную деятельность, создание условий для их реабилитации, развитие положительной мотивационной деятельности к творчеству, помощь в адаптации в обществе. Содержание социокультурной реабилитации имеет большое значение для лиц с ЗПР, помогает им налаживать социальные контакты и связи, выявлять и развивать творческие способности, удовлетворять эстетические интересы и т. д., представляет собой комплекс мероприятий, направленный на содействие в достижении и поддержании оптимальной степени участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе и реализации культурных интересов и запросов.

Литература:

1. Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Гуманитарно-педагогические исследования. 2018; 1: 24–30.

2. Верещак В. В. Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья. Ростов - н/Д., 2015: 88.

3. Власова Н. Мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации. М.: Стокгольмский университет, ГУ СРЦ «Отрадное», 2015: 140.

1. Andrusiak N.Iu., Bezenkova T.A. Analiz polozhitelnogo opyta ispolzovaniia sotsialno-kulturnykh tekhnologii v protsesse reabilitatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Analysis of the positive experience of using socio-cultural technologies in the process of rehabilitation of children with disabilities] // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniia [Humanitarian and Pedagogical Research]. 2018. - No. 1. - Vol. 2. - P. 24-30. (In Russ.)

2. Vereshchak V.V. Osobennosti organizatsii dosuga liudei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Features of the organization of leisure for people with disabilities]. - Rostov-on-Don, 2015. - P. 88. (In Russ.)

3. Vlasova N. Mobilizatsiia sotsialnogo okruzheniia detei i semei v krizisnoi situatsii [Mobilization of the social environment of children and families in a crisis situation]. - M.: Stockholm University, State Institution SRC "Otradnoe", 2015. - P. 140. (In Russ.)

Социокультурная реабилитация детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем современной социальной работы. История развития проблемы свидетельствует о прохождении сложного пути от непризнания, физического уничтожения, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции детей с задержкой психического развития и создания полноценной жизнедеятельности. Инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.

По данным статистики, в нашей стране за последнее десятилетие увеличилось количество детей-инвалидов, имеющих те или иные особенности здоровья, в 2 раза.

Задержка психического развития, вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка. Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Прошкина Анастасия Алексеевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Социально-культурная реабилитация детей с задержкой психического развития: ресурсы художественно-творческой деятельности. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: