По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.356.2:376.3 DOI:10.33920/pol-01-2406-05

Особенности взаимоотношений матери и ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: dashasadovina09@gmail.com, ORCID 0009-0006-0522-040Х
Макаренко Евгения Анатольевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: evgeniya.makarenko.01@mail.ru, ORCID 0009-0000-8151-7076
Прошкина Анастасия Алексеевна студент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: proshkina.nastysha09@mail.ru, ORCID 0009-0005-4126-3944
Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174

В случае если в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отношения внутри семьи искажаются. Причиной нарушения является психологические особенности ребенка, эмоциональные нагрузки, вызванные потребностью в постоянном уходе за ребенком. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми постоянно. Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов. Авторы, изучая факторы влияния на формирование психоэмоциональных особенностей родителей, в частности матерей, воспитывающих детей с особенностями развития, выявили некоторые проблемы формирования их психоэмоционального состояния: особые стереотипные установки по отношению к детям с особенностями развития и к их матерям в семьях; проблемы межсупружеских отношений и распределений ответственности между ними; проблемы воспитания и социализации ребенка.

Литература:

1. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие / под общ. ред. Н. Ш. Валеева. 2‑е изд., доп. и испр. Казань, 2011. 586 с.

2. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / сост.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. К. Вилюнас. Москва, 1984. С. 173–288.

3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. Москва, 1973.

4. Ахутина Т. В. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева // А. Р. Лурия и психология XXI в.: доклады II Международной конференции, посвященной 100‑летию со дня рождения А. Р. Лурия / под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. Москва, 2003. С. 183–184.

5. Андриенко О. Ю. Перемены в жизни семьи с появлением ребенка-инвалида // Власть и управление на Востоке России. 2007. № 4 (41). С. 220–227.

6. Антонова Н. В. Некоторые особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского университета. 2010. № 5. С. 219–224.

7. Арпентьева М. Р. Психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21).

8. Арутюнян А. М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. С. 41–43.

9. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в контексте социализации ребенка с инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта, 2017. Вып. 57, ч. 4. С. 244–250.

10. Афонькина Ю. А. Реабилитационный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью: коллективная монография / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. Мурманск, 2019. 140 с.

11. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва, 2005. 1135 с.

12. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству / И. Б. Горбунова, А. А Говорова // Теория и практика общественного развития. 2015. №. 11. С. 42.

13. Дружинин В. Н. Психология семьи. Санкт-Петербург, 2006. 176 с.

14. Дубровина И. В. Психология. Москва, 2001. 462 с.

15. Калинина Н. В. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрируемых в инклюзивную образовательную среду / Н. В. Калинина, Р. И. Хайрудинова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 12, т. 2. С. 156–160.

16. Карабанова О. А Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Москва, 2005. 319 с.

1. Adaptaciya i reabilitaciya v social'noj rabote: uchebnoe posobie / pod obshch. red. N. SH. Valeeva. 2‑e izd., dop. i ispr. Kazan': KNITU, 2011. 586 s.

2. Anohin P. K. Emocii // Psihologiya emocij. Teksty / Sostav.: YU.B. Gippenrejter, V. K. Vilyunas. M.: Izd-vo MGU, 1984. S. 173–288.

3. Anohin P. K. Principial'nye voprosy obshchej teorii funkcional'nyh sistem // Principy sistemnoj organizacii funkcij. M., 1973.

4. Ahutina T. V., Pylaeva N. M. Metodologiya nejropsihologicheskogo soprovozhdeniya detej s neravnomernost'yu razvitiya psihicheskih funkcij // A. R. Luriya i psihologiya XXI v.: doklady II Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj 100‑letiyu so dnya rozhdeniya A. R. Luriya / pod red. T. V. Ahutinoj, ZH.M. Glozman. M., 2003. S. 183–184.

5. Andrienko O. YU. Peremeny v zhizni sem'i s poyavleniem rebenka-invalida // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2007. № 4 (41). S. 220–227.

6. Antonova N. V. Nekotorye osobennosti YA-koncepcii roditelej, vospityvayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Buryatskogo universiteta. 2010. № 5. S. 219–224.

7. Arpent'eva M. R. Psihologicheskaya reabilitaciya semej, vospityvayushchih detej s OVZ // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2017. T. 6. Vyp. 1 (21).

8. Arutyunyan A. M. Problemy sem'i, vospityvayushchej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik. 2016. S. 41–43.

9. Afon'kina YU.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v kontekste socializacii rebenka s invalidnost'yu // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser.: Pedagogika i psihologiya [Tekst]: sbornik 95 nauchnyh trudov / YU.A. Afon'kina. YAlta: RIO GPA, 2017. Vyp. 57. CH. 4. S. 244–250.

10. Afon'kina YU.A., Omel'chenko E. M. Reabilitacionnyj potencial sem'i, vospityvayushchej rebenka s invalidnost'yu: kollektivnaya monografiya. Murmansk: MAGU, 2019. 140 s.

11. Vygotskij L. S. Psihologiya razvitiya cheloveka. M.: Smysl, 2005. 1135 s.

12. Gorbunova I. B., Govorova A. A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. №. 11. S. 42.

13. Druzhinin V. N. Psihologiya sem'i. SPb.: Piter, 2006. 176 s.

14. Dubrovina I. V. Psihologiya. M.: Akademiya, 2001. 462 s.

15. Kalinina N. V. Hajrudinova R. I. Psihologicheskie osobennosti roditelej, vospityvayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, integriruemyh v inklyuzivnuyu obrazovatel'nuyu sredu // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2013. № 12. T. 2. S. 156–160.

16. Karabanova O. A Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovaniya. M.: Gardariki, 2005. 319 s.

Семейная среда является одним из факторов социального и психического развития ребенка. В случае если в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отношения внутри семьи искажаются. Причиной нарушения является психологические особенности ребенка, эмоциональные нагрузки, вызванные потребностью в постоянном уходе за ребенком.

К лицам с ОВЗ относятся не только дети, имеющие статус инвалидности, но и лица с ограничениями физического здоровья. В классификацию ОВЗ входят дети с нарушением слуха, с нарушением зрения (слепые, слабовидящие), с нарушением речи (логопаты), с нарушением опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения, с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Всем детям из группы ОВЗ требуется особый уход в период детства, повышенное внимание, забота, организация специальных условий для развития и повышенный контроль со стороны родителей.

Рождение детей с ограниченными возможностями или с особенностями развития является фактором риска (поведенческого, биологического, генетического, социального характера), для возникновения разных соматопсихологических проблем в семье, поскольку, от родителей требуется мобилизация всех своих материальных, личностных, социально-коммуникативных и физических ресурсов, которые необходимы для адаптации к новой роли и функциям, при опеке, воспитании и социализации ребенка. Насколько они удачно справятся с этими проблемами, во многом зависит от их психического и психологического состояния.

Об этом в своих исследованиях писали отечественные исследователи Н. В. Лукьянченко [7], Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина [11], а также зарубежные исследователи Э. М. Смит и Д. Г. Гживач [10], А. Фейзи, Б. Наджми, А. Салези, М. Чорами и Р. Ховейдафар [11], Ким-М. Гилсон, Э. Дэвис [12], С. М. Маркиз, К. Мак-Грааль, М. Хейс [9]. Психоэмоциональное состояние — важный компонент психического и психологического состояния личности, оно во многом зависит от образа жизни человека, стиля поведения, личностных качеств и занимаемой жизненной позиции, от защитных реакций на внешние факторы. Специалисты считают, что позитивный эмоциональный настрой, ясные цели и уверенность в себе, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного физического, психологического и психического здоровья.

Для Цитирования:
Садовина Дарья Евгеньевна, Макаренко Евгения Анатольевна, Прошкина Анастасия Алексеевна, Испулова Светлана Николаевна, Особенности взаимоотношений матери и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: