В статье рассматривается образовательная роль современного преподавателя высшей школы. Делается акцент на изменении подхода к процессу получения и передачи знаний, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Определяется роль и функции государства и гражданского общества в обеспечении национальных интересов через формирование отвечающей современным вызовам времени, качественной и доступной системы высшего образования в Российской Федерации. Цели. Обмен педагогическим опытом и возможность его применения с учетом местной специфики. Методология. Опираясь на свой опыт научно-педагогической и хозяйственной деятельности, используя примеры административного и нормативного регулирования сферы образования, авторы акцентируют внимание на проблемах в сфере высшей школы, в том числе вызванные пандемией COVID-19. Предлагают пути их решения, иллюстрируют примерами из своей практики, российской, советской и мировой литературы. Результаты. Система образования всегда чутко и оперативно реагирует на происходящие в обществе изменения. Вслед за развитием человеческих, производственных, экономических отношений происходит развитие образовательной системы отношений. Благодаря развитию современных информационно-коммуникационных технологий появляются новые возможности для взаимодействия преподавателя и студента, которые позволяют не только расширить сферу совместной деятельности, но и сделать процесс обучения более индивидуализированным. Вместе с тем, в случае отсутствия у современного поколения понимания фундаментальной роли знаний, которые может дать преподаватель, спекулятивные, маркетинговые и иные технологии изучения и влияния на массовое поведение и сознание могут сделать заложником волю и совесть человека при осуществлении свободного выбора в завтрашнем дне. Выводы. От качества человеческих ресурсов как важного компонента производительных сил общества зависят устойчивые темпы роста и развитие социально-экономической модели экономики. Необходимо усилить внимание к подготовке высокопрофессионального специалиста, гражданина и патриота, воспитания поколения будущих строителей новой, демократической, процветающей России.