По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332:311.3 DOI:10.33920/sel-04-2109-04

Гектар развития и возможностей

Шеломенцев В.Н. д-р юр. наук, профессор, заведующий кафедрой аграрного и экологического права Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: Vns1956@mail.ru

В статье проанализирована нормативно-правовая база для реализации программы предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также программа «Социально-экономического развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Литература:

1. Шеломенцев В.Н. Формирование законодательства и эволюция взглядов российских ученых по проблемам соотношения государства и гражданского общества в первой четверти XX века // Политика и общество. — 2012. — № 3 (87). — С. 49–58.

2. Шеломенцев В.Н., Петрова Л.Е. Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территории как один из факторов устойчивого развития Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 6 (149). — С. 38–43.

3. Липски С.А. «Дальневосточный гектар»: особенности предоставления и использования // Гражданин и право. — 2017. — № 5. — С. 11–16.

4. Лащёнов А.В., Гаврилюк М.Н. О нормировании предельных размеров земельных участков // Государство и право. — 2004. — № 7. — С. 100–103.

5. Липски С.А., Гаврилюк М.Н. Реализация и защита прав на землю. Учебно-методическое пособие. Направление подготовки: 40.03.01 — Юриспруденция. Программа по подготовке бакалавров. Очная, очно-заочная форма обучения. — М., 2019.

6. Липски С.А. Новый этап законодательного регулирования регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее и некоторые аспекты участия в этом нотариусов // Нотариус. — 2016. — № 1. — С. 25–28.

Принцип Столыпина: «Человек, имеющий личный земельный надел, заинтересован в конечном результате, поэтому будет стараться увеличить свой урожай и прибыль» [1].

Осознанным в экономическом, политическом и далеко идущим на перспективу плане считается решение правительства по выделению в течение предстоящих пяти лет более 19,5 млрд руб. для реализации программы: «Социально-экономического развитие Арктической зоны Российской Федерации». Это предусмотрено постановлением от 30.03.2021 №484. Данные денежные средства вкладываются для стимуляции развития заявленных территорий, тем самым закладывается в ближайшей перспективе в конкретные направления, такие как экономические, социальные и людской капитал, для устойчивого социально-экономического развития территориально огромного региона. За прошедший период времени выделено 3,4 млрд руб., в следующем году будет выделено более 6 млрд руб., в 2023 г. — 5,1 млрд руб., в 2024 г. — 4,9 млрд руб.

Для реализации задуманного созданы две подпрограммы. Первая предусматривает привлечение частных инвестиций и привлечение рабочих мест, вторая — создание условий для социально-экономического развития, в ходе реализации программы запланировано открыть 30 тыс. квалифицированных рабочих мест, выйти на объем накопления внебюджетных инвестиций резидентов до 176,1 млрд руб. Данные денежные средства должны вкладываться не только в развитие Северного морского пути и его прибрежную инфраструктуру, но и в усиленное, ускоренное развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, которая должна стать важнейшей отраслью экономики данной зоны, тем самым обеспечить продовольственную безопасность, как для коренного населения, так и вновь прибывшего в регион народонаселения, для освоения данных территорий. В настоящее время территория Сибири и Дальнего Востока не является конкурентоспособной по производству, переработке сельскохозяйственной продукции. Она не может самостоятельно обеспечивать себя продовольствием, в отличие от государств Тихоокеанского бассейна, а также стран, где имеются схожие климатические условия и аналогичные земли по плодородию, хотя там они довольно успешно используются в сельскохозяйственном обороте [2]. Один из этапов по стимулированию заявленных направлений был предпринят государством 01.05.2016 г. принятием Федерального закона №119‑ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основным замыслом разработчиков являлось привлечение населения для постоянного места жительства, при этом государство гарантировало каждому, кто участвует в программе, право в упрощенном административном порядке бесплатно получить в пользование земельный участок площадью до одного гектара, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который они лично или коллективно вправе использовать для любого вида деятельности, не запрещенного законом [3]. На основании договора безвозмездного пользования с возможностью наследования сроком на пять лет заявки будут приниматься до 1 января 2035 г. До истечения первого года необходимо будет представить сведения о роде деятельности по использованию участка, через три года — подтвердить его освоение. После пятилетнего срока можно будет оформить на сорок девять лет, до 1 января 2040 г., бесплатно в собственность или в аренду. Несколько иные условия получения имеют земли лесного фонда: после пятилетнего срока могут быть представлены только в долгосрочную аренду, первые пять лет владения земельным участком лица освобождаются от уплаты налога, а ипотеку возможно получить от двух % годовых. В результате относительно удачного освоения предыдущих направлений правительство расширило географию и предложило для освоения Арктику, если предприниматель, гражданин ввел в хозяйственный оборот первый гектар и оформил его в аренду или собственность, он сможет получить дополнительный гектар, в результате развития новых технологий желающие смогут взять земельные участки по упрощенной процедуре. Большое значение придается сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, такая мера мотивирует развивать неиспользуемые земли. В октябре прошлого года вокруг городов Владивосток и города Находка открылись новые территории для предоставления. Рациональное сокращение «серых зон» во всех субъектах ДФО (бывшие закрытые, военные территории) делает для физических и юридических лиц максимальный выбор для взятия земли, которая им нужна в реализации своего потенциала. Приморский край за 2020 г. по‑прежнему сохраняет первое место среди регионов Дальневосточного федерального округа, землю взяли более 22,5 тыс. человек. В общей сложности в 11 регионах ДФО получили 86 тыс. человек, но статистика показала, что большая часть этих лиц (более 80 %) являются представителями местного населения. Анализ показывает, что наиболее распространенным видом использования земель является индивидуальное жилищное строительство, что составляет около 40 % земель. Второй по популярности способ — это сельское хозяйство, им здесь планируют заниматься более чем на 25 % выделенных территорий. Около 10 % граждан рассчитывают использовать данные участки под садовые участки, еще около 10 % — для реализации туристических проектов или под рекреации, также занимаются торговлей, гостиничным обслуживанием, общественным питанием и иными видами деятельности. В то же время распределение участков во всех субъектах Дальневосточного региона идет неодинаково. Так, учитывая природные факторы, т. е. различия в климатических поясах, граждане при возможности получения участка рассматривают чаще Приморский край, нежели Якутию, где большую часть территории составляет тундровая зона, которая используется для оленеводства и охоты. В некоторых случаях возникают специфические проблемы для данного региона. Это использование территорий кочевыми родовыми общинами коренных малочисленных народов, если община не зарегистрировала соответствующие правоустанавливающие документы на охотничьи угодья, то она их теряют. В результате возникают конфликты интересов между местными и приезжими жителями. Сложности в освоении земель состоят в том, что здесь имеется слабая инфраструктура, это выражается в отсутствии на многих участках медицинского обслуживания, детских садов, учебных заведений, водопровода и газификации. Вместе с тем экспертные исследования показывают, что большая часть земель рассматриваемого региона находится в зоне благоприятных природно-климатических условий для развития сельского хозяйства [4]. Реализация указанной программы уже дает свои результаты. Но для того, чтобы программа заработала в полной мере и приобрести участки земли смогли лица других регионов страны, необходимо закрепить и оформить на всех существующих законодательных и исполнительных уровнях компенсации расходов по переезду гражданина и членов его семьи на новое место жительства, льготную ипотеку, субсидирование бизнеса, а также в короткие сроки привести в порядок кадастровую базу, подготовить картографический материал, на котором отражались бы уже актуальные сведения о земельных участках. Для этого важно провести соответствующие агротехнические исследования, результаты которых должны быть нанесены на карту участков, чтобы при выборе земельного участка через интернет-портал должна быть информация не только о границах и кадастровом номере данного участка, но и полная информация о состоянии его почв, растительности, рельефе [5]. Все это необходимо делать с привлечением квалифицированных специалистов, которые могли бы решать земельно-имущественные вопросы в минимальные сроки, имеющие отношение к земле и знают, как с ней работать.

Для Цитирования:
Шеломенцев В.Н., Гектар развития и возможностей. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: