По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.06;378.1 DOI:10.33920/sel-04-2109-10

К вопросу о современной системе образования в России

Буров М.П. SPIN-код: 1895–3121 д-р экон. наук, профессор, советник ректора по развитию университета, Государственный университет по землеустройству, г. Москва МГИМО МИД России, г. Москва, E: mail: m.burov.m.burov@ yandex.ru
Маргалитадзе О.Н. SPIN-код: 9194–8090 канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный университет по землеустройству, г. Москва МГИМО МИД России, г. Москва, E: mail: m-on-42@mail.ru
Смольская Е.П. SPIN-код: 5889–6603 канд. ист. наук, доцент кафедры медийной политики и связей с общественностью, Государственный университет по землеустройству, г. Москва МГИМО МИД России, E: mail: e.smolskaya@inno.mgimo.ru
Горбунов В.С. SPIN-код: 8121–9331 канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный университет по землеустройству, г. Москва МГИМО МИД России, E: mail: 79164369421@ya.ru

В статье рассматривается образовательная роль современного преподавателя высшей школы. Делается акцент на изменении подхода к процессу получения и передачи знаний, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Определяется роль и функции государства и гражданского общества в обеспечении национальных интересов через формирование отвечающей современным вызовам времени, качественной и доступной системы высшего образования в Российской Федерации. Цели. Обмен педагогическим опытом и возможность его применения с учетом местной специфики. Методология. Опираясь на свой опыт научно-педагогической и хозяйственной деятельности, используя примеры административного и нормативного регулирования сферы образования, авторы акцентируют внимание на проблемах в сфере высшей школы, в том числе вызванные пандемией COVID-19. Предлагают пути их решения, иллюстрируют примерами из своей практики, российской, советской и мировой литературы. Результаты. Система образования всегда чутко и оперативно реагирует на происходящие в обществе изменения. Вслед за развитием человеческих, производственных, экономических отношений происходит развитие образовательной системы отношений. Благодаря развитию современных информационно-коммуникационных технологий появляются новые возможности для взаимодействия преподавателя и студента, которые позволяют не только расширить сферу совместной деятельности, но и сделать процесс обучения более индивидуализированным. Вместе с тем, в случае отсутствия у современного поколения понимания фундаментальной роли знаний, которые может дать преподаватель, спекулятивные, маркетинговые и иные технологии изучения и влияния на массовое поведение и сознание могут сделать заложником волю и совесть человека при осуществлении свободного выбора в завтрашнем дне. Выводы. От качества человеческих ресурсов как важного компонента производительных сил общества зависят устойчивые темпы роста и развитие социально-экономической модели экономики. Необходимо усилить внимание к подготовке высокопрофессионального специалиста, гражданина и патриота, воспитания поколения будущих строителей новой, демократической, процветающей России.

Литература:

1. Волков С.Н., Фомин А.А. История землеустроительного образования в России // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2014. — № 5. — С. 31–35.

2. Фомин А.А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2017. — № 2. — С. 6–7.

3. Кокорев А.С. Глобализация и актуальные проблемы современной региональной экономики // Московский экономический журнал. — 2020. — № 4. — С. 14.

4. Нилиповский В.И. и др. Современные подходы к подготовке кадров для землеустроительной отрасли // Актуальные проблемы обеспечения современного землеустройства / Материалы международного научно-практического форума, посвященного 95‑летию основания факультета и кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству. — 2014. — С. 45–49.

5. Королева А.А. Образовательная функция естественнонаучных музеев в условиях становления сетевого общества // Международные коммуникации. — 2016. — № 1. — С. 7.

6. Папаскири Т.В., Иванов Н.И., Ефремова Л.Б. О воспитательной, культурно-массовой и просветительской работе на факультете землеустройства // Роль и значение высшего землеустроительного образования и землеустроительной науки в развитии агропромышленного комплекса страны // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 175‑летию высшего землеустроительного образования в России. — 2010. — С. 360–377.

7. Bakhmetieva I., etc. The most significant ways of modern Russian society development through the students» eyes. 7th International conference on education and social sciences (INTCESS 2020), Dubai: Jan 20–22, 2020.

8. Рябов В.А. Единый государственный экзамен // Сборник аналитических материалов / Областной центр мониторинга качества образования. — Кемерово Кемеровский государственный университет, Новокузнецкий филиал, Изд-во: ГУ ОЦМКО, 2014. — 57 с.

9. Рябов В.А. Изменение качества знаний учащихся по разделу «Регионы и страны мира» Кемеровский государственный университет, Новокузнецкий институт (филиал) / Тезисы доклада на конференции язык. — 2018. — С. 36–39.

10. Рябов В.А., Егорова Н.Т., Малашенко Е. Качество знаний учащихся по разделу «Источники географической информации» Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета / Тезисы доклада на конференции. — 2020. — С. 120–123.

11. Рябов В.А., Петунин О.В., Митрохина О.В. Опыт использования УМК по «Социально-экономической географии Кемеровской области» в преподавании курса «География России. Хозяйство. Регионы» // География и экология в школе XXI века. — 2020. — № 8. — С. 58–61.

12. Irina Bakhmetieva, etc. Extracurricular activities at the faculty of foreign languages: an educational aspect. Abstracts & Proceedings of ADVED 2020–6th International conference on advances in education, 5–6 October 2020. Pp. 103–107. — URL: https:// doi.org/10.47696/adved. 202073

13. Bakhmetieva I., Anisimova O., E. Vostroilova, Khrenova N., Zlenko I. Cultural and educational activities at the faculty of foreign languages: an instructive aspect. Abstracts & proceedings of INTCESS 2021. 8th International conference on education and education of social sciences, 18– 19 January, 2021. pp. 179–184. — URL: https:// doi.org/10.51508/intcess.2021124

14. Бахметьева И.А., Яйлаева Р.Н. Игрофикация в образовании // Colloquium-Journal. — 2019. — №21–3 (45). — C. 10–12.

15. Бахметьева И.А., Ветлугина М.А. Понятие «Gamification» / «Игрофикация» в современном научно-педагогическом дискурсе // Образование и педагогические науки в XXI веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации / Сборник статей II Международной научно-практической конференции. — Пенза: Издательство «Наука и просвещение», 2017. — C. 233–236.

16. Буров М.П., Горбунов В.С., Маргалитадзе О.Н. Современное студенчество хочет видеть Россию великой и будет стремиться это сделать // Землеустройство, кадастр и мониторинг земли. — 2020. — № 5. — С. 58–66.

17. Бахметьева И.А., Голукович А.Е., Шевцова М.А. Совершенствование системы тестирования иноязычных знаний, умений и навыков при дистанционном обучении // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3 (288). — С. 104–109. — URL: https://doi.org/10.47438/2309-7078_2020_3_104

18. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. — М: Белая ворона, 2016. — 352 с.

19. Шукшин В.М. Рассказы / Сост.Л. ФедосееваШукшина; Худож. А. Лепятский. — М.: Худож. лит., 1979. — 383 с.

19. Буров М.П. Экономика, строительство, землеустройство и землепользование: алгоритм конкретных действий. — М.: ИТК «Дашков и К», 2020. — 840 с.

Люди — это главное достояние государства [1, 2]. Наряду с другими видами ресурсов — политическими, экономическими, природными, человеческие ресурсы обуславливают устойчивые темпы роста и развитие социально-экономической модели экономики [3]. Исходя из этого, в ближайшее десятилетие насущной задачей становится поддержание высокого уровня индекса человеческого развития, которым традиционно отличается Россия. Важно не только поощрять стремление молодого поколения к саморазвитию [4], получению новых знаний [5] и раскрытию своих возможностей в будущем [6], но и формировать у них ментальную основу для этого [7]. Это часто подчеркивают преподаватели, которые работают с первым курсом студентов в вузе [8–11].

В новых условиях и при новых вызовах времени повышается и роль преподавателя. Однако неизменным остается его цивилизационная роль. Преподаватель — это не только источник новых знаний и информации. Преподаватель характеризует не столько профессию, сколько образ мышления и образ жизни [12, 13], одним из первых находит и применяет инновационные технологии в профессиональной деятельности [14, 15]. Профессия «преподаватель» ориентирована на передачу знаний и опыта. Однако, как и в любой человеческой деятельности, со временем коммуникация, трудовой потенциал, заинтересованность, общие надежды и чаяния могут вырождаться, переходить в менторство, назидание, апатию, агрессию, отвращение и, в конце концов, безразличие.

Возникает вопрос. Раньше было народнохозяйственное планирование и потребность в выпускниках определялась планом. Сегодня необходимо серьезное исследование потребностей в конкретных специалистах и, если государство платит за образование, оно должно определить кого и сколько готовить. Должен быть заказ.

Другой вопрос. До пандемии учились в аудитории. После объявления карантина преподаватель остался дома, сел у компьютера и стал выполнять ту же работу только удаленно. Однако это не дистанционное обучение, а использование Интернета и программ в учебном процессе.

Для Цитирования:
Буров М.П., Маргалитадзе О.Н., Смольская Е.П., Горбунов В.С., К вопросу о современной системе образования в России. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: