Люди — это главное достояние государства [1, 2]. Наряду с другими видами ресурсов — политическими, экономическими, природными, человеческие ресурсы обуславливают устойчивые темпы роста и развитие социально-экономической модели экономики [3]. Исходя из этого, в ближайшее десятилетие насущной задачей становится поддержание высокого уровня индекса человеческого развития, которым традиционно отличается Россия. Важно не только поощрять стремление молодого поколения к саморазвитию [4], получению новых знаний [5] и раскрытию своих возможностей в будущем [6], но и формировать у них ментальную основу для этого [7]. Это часто подчеркивают преподаватели, которые работают с первым курсом студентов в вузе [8–11].
В новых условиях и при новых вызовах времени повышается и роль преподавателя. Однако неизменным остается его цивилизационная роль. Преподаватель — это не только источник новых знаний и информации. Преподаватель характеризует не столько профессию, сколько образ мышления и образ жизни [12, 13], одним из первых находит и применяет инновационные технологии в профессиональной деятельности [14, 15]. Профессия «преподаватель» ориентирована на передачу знаний и опыта. Однако, как и в любой человеческой деятельности, со временем коммуникация, трудовой потенциал, заинтересованность, общие надежды и чаяния могут вырождаться, переходить в менторство, назидание, апатию, агрессию, отвращение и, в конце концов, безразличие.
Возникает вопрос. Раньше было народнохозяйственное планирование и потребность в выпускниках определялась планом. Сегодня необходимо серьезное исследование потребностей в конкретных специалистах и, если государство платит за образование, оно должно определить кого и сколько готовить. Должен быть заказ.
Другой вопрос. До пандемии учились в аудитории. После объявления карантина преподаватель остался дома, сел у компьютера и стал выполнять ту же работу только удаленно. Однако это не дистанционное обучение, а использование Интернета и программ в учебном процессе.