В статье рассматривается типологический ряд сюжетов с мотивом магического бегства. Объектом анализа стали метаморфозы предметов, которые бросал беглец перед преследователем. Мотив магического бегства широко распространен в фольклоре народов Кавказа, Европы, Азии, Африки и Америки. Материалом для исследований послужили кавказские (абхазские, адыгские, ингушские, осетинские, балкарские), славянские (русские, украинские, польские, болгарские) и европейские (испанские, шведские) сказки. Автор обратил внимание на инициационный характер рассмотренных сюжетов сказок. Была определена семантика метаморфоз бросаемых предметов. Бросание персонажем трех предметов, символизирующих верхний, средний и нижний миры, воспроизводит творение трех миров. Преследователь, как правило, останавливается или погибает при попытке преодолеть водную преграду, символизирующую нижний мир. С победой над нижним миром герой завершает инициационный путь и переходит на новый статус, манифестацией чего является женитьба персонажа.