По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.232 DOI:10.33920/nik-01-2112-05

Порядок оплаты труда творческих работников: российская практика*

Русских Татьяна Владимировна ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Россия, 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, E-mail: Tatiana-russk@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1093-1103

Заработная плата, получаемая работником по трудовому договору, как правило, является для него единственным источником средств к существованию. В рамках настоящей статьи рассмотрены некоторые проблемы оплаты труда творческих работников в период, когда они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. В статье сделан вывод о том, что злоупотребление работодателями свободой, предоставленной им ч. 5 ст. 157 ТК РФ, приводит к значительному ухудшению положения творческих работников по сравнению с работниками других профессий. Вместе с тем нормы-дифференциации не должны толковаться произвольно в нарушение Конституции РФ и основополагающих норм трудового права, носить дискриминационный характер. Сделан вывод о том, что свобода работодателя как стороны трудового договора, даже в рамках института оплаты труда, должна быть ограничена в определенных пределах. Предложены пути совершенствования действующего трудового законодательства.

Литература:

1. Рабинович-Захарин С.Л. Единство и дифференциация советского трудового права: автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1947. — 24 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 04.07.2020.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Российская газета. — № 256. — 31.12.2001.

4. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 07.05.2007. — № 19. — Ст. 2356.

5. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2020 по делу № 88-18146/2020 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2021).

6. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2021 по делу № 33-3950/2021 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2021).

7. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.09.2017 по делу № 33-34952/2017 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2021).

1. Rabinovich-Zakharin S.L. Unity and differentiation of Soviet labor law: avtoref. of dis. Candidate lawyer. sciences. – M., 1947. – 24 pages.

2. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993 with the changes approved during the all-Russian vote 01.07.2020) // the Official text of the Constitution of the Russian Federation with the made amendments of 14.03.2020 is published on the Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

3. Labor Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 No. 197-FZ (ed. Dated 09.03.2021) // Russian Newspaper, No. 256, 31.12.2001,

4. Russian Federation Government decree of 28.04.2007 No. 252 “About the Approval of the List of Professions and Positions of Creative Specialists of Mass Media, Organizations of Cinematography, TV and Video Film-making Collectives, Theatres, Theatrical and Concert Organizations, Circuses and Other Persons Participating in Creation and (or) Execution (Exhibiting) of Works Which Features of Work Are Established by the Labor Code of the Russian Federation” // Collection of the legislation of the Russian Federation. 07.05.2007. № 19. St. 2356

5. Determination of the Sixth Court of Cassation of General Jurisdiction from 03.09.2020 in case No. 88-18146/2020 // ATP “Consultant Plus”, date of application 10.04.2021.

6. Appeal decision of the Moscow City Court of January 28, 2021 in case No. 33-3950/2021 // SPS “Consultant Plus”, date of application 10.04.2021.

7. Appeal decision of the Moscow City Court of 26.09.2017 in case No. 33-34952/2017 // SPS “Consultant Plus”, date of application 10.04.2021.

Статья поступила 16.03.2021 г.

Правовому регулированию труда присуща дифференциация, о которой еще в 1947 г. писал С.Л. Рабинович-Захарин. Дифференциация, по его мнению, представляет собой один из методов правового регулирования трудового права и определяется как «всякие различия и градации в нормах, зависящие от тех или иных условий», а также как «различия в нормах трудового права для отдельных категорий работников, если эти различия вытекают из характера и содержания трудовых отношений» [1].

Принятие дифференцированных норм имеет место тогда, когда цели и задачи трудового законодательства не могут быть достигнуты с помощью норм, носящих общий характер. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Соответственно, нормы-дифференциации не должны толковаться произвольно в обход Конституции РФ и основополагающих норм трудового права, носить дискриминационный характер.

Вместе с тем, не все нормы действующего трудового законодательства, на наш взгляд, соответствуют обозначенным целям. Один из примеров — положение ч. 5 ст. 157 ТК РФ в том толковании, которое в настоящее время единогласно осуществляется работодателями и судами.

В соответствии со ст. 351 ТК РФ особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со ст. 252 ТК РФ устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных ст. 94, 96, 113, 153, 157 и 268 ТК РФ, также трудовыми договорами.

Для Цитирования:
Русских Татьяна Владимировна, Порядок оплаты труда творческих работников: российская практика*. Вопросы культурологии. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: