Внезапный и вынужденный переход образовательного процесса в университетах на дистанционный формат породил множество вопросов. Пожалуй, ключевой из них звучит примерно так: удалось ли вузам, оказавшимся в экстраординарных условиях, сохранить качество преподавания и, соответственно, уровень подготовки обучающихся. С одной стороны, возрос интерес государства и общества к тому, что происходит с образованием, учитывая масштаб изменений в условиях как обучения, так и преподавания. С другой стороны, самим университетам было важно отслеживать трансформации образовательного процесса, удостоверяться в том, что он сохраняется и не сбавляет обороты. Возник локальный дефицит обратной связи. Один из инструментов ее получения — студенческая оценка преподавания (СОП).
В рамках двенадцатой международной конференции исследователей высшего образования НИУ ВШЭ прошел круглый стол, посвященный использованию университетами новых инструментов управления качеством образования, в частности роли студенческой оценки преподавания в период пандемии. В ходе встречи презентовались мировые и российские практики сбора обратной связи от студентов об образовательном процессе, а также их роль в поддержании качества образования в период дистанционного и смешанного обучения.
Студенческая оценка преподавания по-разному представлена в университетах мира. Если в Северной Америке СОП в том или ином виде есть во всех университетах, то, например, на Ближнем Востоке этот инструмент используется только в каждом пятом вузе. Есть и другая тенденция, которую по результатам обзора международного опыта отметил Дмитрий Ефимов, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ: в университетах, занимающих верхние позиции университетских рейтингов, СОП используется сравнительно часто. Методика оценки довольно значительно варьируется от университета к университету, но есть и общие черты: почти везде оценивание проходит онлайн и до экзаменов. Последнее исключает возможность использовать оценку в целях реванша студентами, успехи которых не были отмечены преподавателями.