В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве.
В статье рассмотрены имеющие место в современной России и за рубежом взгляды и убеждения по поводу советской эпохи, личности И. В. Сталина и феномена «сталинизма». Отмечена поляризация мнений и нередкое отсутствие взвешенного научного подхода к оценке той эпохи и сталинской политики, подменяемого, с одной стороны, идеализацией, с другой, — огульным очернением. Автор полемизирует с российскими либералами и западной пропагандой, доказывая объективную неизбежность всех событий сталинской эпохи, обусловленных не набором случайных факторов и демонизируемой фигурой Сталина, а всем предыдущим ходом истории. Проводится мысль о том, что сегодня за антисталинскими и антисоветскими установками в официальной идеологии ряда стран Запада и бывшего СССР кроется обычная русофобия.
Автор рассматривает проблему государственной идеологии в широком историко-культурном и религиозно-философском контексте. Он приходит к выводу, что в основу современной идеологии Российского государства должны быть положены традиционные ценности русского суперэтноса.
Данная статья посвящена теме взаимосвязи идеологии и государственной власти в империи. В статье отмечается то, что империя нуждается в идеологии, которая выступает важным механизмом для решения внутри- и внешнеполитических задач. Также идеология является важным атрибутом государственного суверенитета.
Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.
Пространство русской словесности покрыто сетью литературных премий, которые теперь по-своему структурируют пространство литературной жизни, расписывая особый литературный календарь. Всё началось с Русского Букера, первый провокативный лауреатский выбор которого немедленно породил «Антибукер». Но последний не пережил родителя-вредителя, хотя и породил (невольная библейская стилистика!) в свою очередь, в пику склонного к ужину родителя, жанр премиального «литературного обеда», возрожденного премией «Большая книга». Так сложился реальный ритм текущей литературной жизни. Предлагаемое литературное обозрение, извлеченное из книги автора «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму литературы, литература сквозь призму культурологии» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011) максимально приближено именно к этому жанру, почему и показалось редакции не устаревшим.
В статье представлен обзор материалов прошедших 18–20 мая 2017 г. в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов XVII Международных Лихачёвских чтений. На Чтениях обсуждались системные изменения глобального мира, проблема кризиса цивилизации и возможные сценарии будущего. В центре внимания — антропологические аспекты глобализации.
Вот уже несколько месяцев вся страна, затаив дыхание, следит за беспрецедентным турниром по взаимному поливанию грязью, что идет между депутатом Госдумы Натальей Поклонской и режиссером фильма «Матильда» Алексеем Учителем. Кто побеждает?