Статья поступила 22.11.2016 г.
I. Информационно-проблемное поле искусства Византии
Византия — уникальный пример цивилизационного развития европейской культуры на стыке Востока и Запада в Средние века. До IX в. Византия являлась единственным европейским государством, имевшим статус империи, и непосредственно наследовавшим традиции античности как в сфере искусства, так и в области судопроизводства, права, государственной власти.
Сохранив связь с античным наследием, византийцы, в отличие от жителей Западной Европы, никогда не стремились обрести утраченный «золотой век» — возродить высокую гуманистическую культуру древности. Ощущение наличия всего того, что мучительно искали на Западе, обусловило специфику византийской художественной культуры, весьма консервативной, развивавшейся без резких скачков и надломов, не знавшей «ренессансов» в западноевропейском смысле этого слова.
В развитии византийского искусства выделяют следующие этапы: V–VII вв. — ранневизантийское искусство; VIII в. — период иконоборчества; IX–XII вв. — средневизантийское искусство (до захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г.); XIII–XV вв. — поздневизантийское искусство (до падения Константинополя в 1453 г. под натиском турок-османов).
Византийское искусство опиралось на синтез античной эстетики, античного понимания пластики художественных образов, библейской словесной традиции и восточного догматизма. Главным в византийском искусстве является зрительный образ, в отличие от Западной Европы, где приоритетным является слово проповедника — наставляющее и поучающее. Зрительный образ для византийцев — одновременно источник полноценной информации о сверхчувственном Абсолюте (Боге) и источник реального воздействия на тварный (т.е. сотворенный) мир благодатных божественных энергий, способных его одухотворять и преображать.
Ключевые проблемы, которые решало византийское искусство, можно определить следующим образом: возможно ли достичь гармоничного сосуществования духа и плоти, преодолев мучительный антагонизм (противоборство) этих двух начал? К какому полюсу в культуре должен тяготеть человек — к светскому, связанному с пышной роскошью константинопольской придворной жизни и служением императору, или духовно-аскетическому, предполагающему уход от мира в пустынь, безмолвие, глубокое и напряженное внутреннее самосовершенствование? Что первостепенно в произведении искусства: духовное начало или художественные достоинства?