Статья поступила 20.07.2017 г.
Категории империи и идеологии в гуманитарных науках имеют неоднозначные оценки и интерпретации. В некоторой степени это связано с политической ангажированностью ряда исследователей и с политическими претензиями лидирующих стран. Так, после целенаправленного уничтожения Советского Союза концепту идеология в СМИ довольно часто стали придавать оттенки, предрасположившие формирование в сознании народа негативные коннотации относительно понятия идеология. Бесспорно, к этому были и объективные предпосылки, однако они могли бы никак себя не проявить без их искусственного стимулирования. В конечном итоге, после уничтожения СССР, одним из факторов, ограничивающих суверенитет России, стал конституционный запрет на государственную идеологию (см. 13-ю ст. Конституции РФ). Вместе с тем, обращаясь к историческому прошлому различных народов, несложно заметить, что, начиная с цивилизаций Древнего мира (таких, как Египет, Иран, Китай...), одной из обязательных основ государственной власти выступала идеология. Особенно это являлось актуальным для государств-империй, ибо таковые не могут длительное время обходиться без мощной государственной идеологии, кризис которой неизбежно означал не просто смену правящей элиты (династии), а распад институтов государственной власти и упадок всей страны.
Понятие идеология, сформировавшееся в XVIII в. во Франции, претерпело некоторые изменения, и в современной науке существует множество подходов к пониманию идеологии. Следует заметить, отсутствие самого термина «идеология» в средневековом или Древнем мире не означало отсутствие идеологии как таковой. Каждое крупное государство, тем паче империя, начиная с истории древних цивилизаций, в своей как внутренней, так и внешней политике опиралось на идеологию.
Подходя к понятию «империя», необходимо также отметить разночтение данного понятия. После Октябрьской революции 1917 г. термин «империя» стал ассоциироваться с жестокостью государственной власти, способной всё контролировать. Первую мировую войну в советской историографии нередко называли империалистической. Разумеется, существует граница между понятиями империя и империализм, но в массовом сознании она размывается, поэтому война, всегда сопряжённая с народным горем, названная империалистической, не добавляла народного уважения к категории империя. Тем более нельзя забывать о том, что Первая мировая война стала существенным условием для свержения царской власти в России и для поражения Отечества от той коалиции (Тройственного союза), которая сама войну проиграла. В США также имело место отрицательное восприятие империи, а употребление понятия «империя» считалось предосудительным. Нередко это понятие использовали «как критический эпитет Советского Союза» [3, с. 170]. Негативное отношение к империи по-прежнему сохраняется, а степень критицизма усиливается в отношении империи посредством феноменов шоу-бизнеса и индустрии развлечений. Например, в широко разрекламированных фильмах из серий «Звёздные войны» категория «империя» отождествляется с тёмной силой и имеет однозначно негативные коннотации. Тем не менее, в последнее десятилетие уже наметились тенденции к пересмотру понятия «империя». Её аксиологическое значение не является константным и детерминировано социально-политическими тенденциями, во многом зависимыми от силы институтов государственной власти. В данной работе мы рассмотрим значение идеологии в жизни империи, её аксиологическое осмысление в национальном сознании.