По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, г. Москва, Козицкий пер., 5, e-mail: nihrenov@mail.ru

В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве.

Литература:

1. Маркс К. Сочинения в 50 тт. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., 1955. — 630 с.

2. Солженицын А. Архипелаг Гулаг / А. Солженицын // Новый мир. — 1989. — № 9. — С. 68–165.

3. Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 8 / Ф. Ницше. — М., 1903.

4. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М., 1990. — 272 с.

5. Бердяев Н. Духи русской революции / Н. Бердяев // Из глубины. Сборник статей о русской революции. — Париж, 1967.

6. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. — 1989. — № 4. — С. 114–155.

7. Паперный В. Культура Два / В. Паперный. — М., 1996. — 384 с.

8. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. — М., 1983. — 536 с.

9. Маркс К. Сочинения в 50 т. Т. 7 / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., 1956. — 670 с.

10. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н. Бердяев. — М., 1918.

11. Вернадский В. Научная мысль как планетарное явление / В. Вернадский // Вопросы истории естествознания и техники. — 1988. — № 1. — С. 10.

12. Бердяев Н. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века) / Н. Бердяев. — Париж, 1946.

13. Троцкий Л. Их мораль и наша / Л. Троцкий // Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С. 115.

14. Фромм Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. — С. 443–482.

15. Ключевский В. Неопубликованные произведения / В. Ключевский. — М., 1983. — 415 с.

16. Коэн С. Большевизм и сталинизм / С. Коэн // Вопросы философии. — 1989. — № 7. — С. 46–72.

17. Хейзинга Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. — М., 1968.

18. Туровская М. Бабанова. Легенда и биография / М. Туровская. — М., 1981. — 351 с.

19. 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. — М., 1934. — 718 с.

20. Юзовский Ю. О «Даме с камелиями» и красоте жизни / Ю. Юзовский // Литературный критик. — 1934. — № 6. — С. 132–154.

Статья поступила 10.07.2017 г.

Трудности осмысления искусства 1930–1940-х гг., как и вообще искусства всей I половины XX в., связаны не только с выявлением закономерностей художественного процесса на фоне культуры этого столетия, но и с преодолением мифов в массовом сознании этих десятилетий. Новые поколения понимают, в какой мифологизированной упаковке воспринималась реальность того времени и какой неизбежной становится ее новая интерпретация.

На рубеже XIX–XX вв. невозможно было не ощутить справедливость слов К. Маркса о том, что «в то время как в обычной жизни любой лавочник отлично умеет различать между тем, за что выдает себя тот или иной человек, и тем, что он представляет собой в действительности, наша историография еще не дошла до этого банального познания. Она верит на слово каждой эпохе, что бы та ни говорила и ни воображала о себе» [1, с. 49]. Утверждение Маркса применительно к отечественной истории XX в. приобретает актуальное значение. Речь не должна идти лишь о неосознаваемых проявлениях социального бытия, по какой-либо причине остающихся неосмысленными современниками, а о сознательной деятельности института государственной цензуры, наложившего «табу» на познание и объяснение многих пластов реальности. «Мы помним не быль, не историю, — говорит А. Солженицын, начиная свой «Гулаг», — а только тот штампованный пунктир, который и хотели в нашей памяти пробудить непрестанным долблением» [2, с. 68]. Писатель настаивает на том, что у «нас пережито уймища, а не описано и не названо почти ничего». По его утверждению, для западных авторов с их внимательным рассмотрением в лупу «клеточки бытия», пережитого в нашем обществе хватило бы еще на десяток томов описаний в духе Пруста [2, с. 50].

Нужно преодолеть видение эпохи, какой она хотела себе казаться, и вернуться к тому, какой она была на самом деле. Кроме того, необходимо объяснить, почему у нее было стремление казаться именно такой, какой ее представляло искусство того времени. В этом плане можно наблюдать исключительную и противоречивую картину. Известное нам искусство того времени создавало оптимистическую и жизнерадостную картину. Обращаясь сегодня к этой эпохе, невольно вспоминаешь Ф. Ницше, обнаружившего противоречие в образе жизни греков и выразившего сомнение в их исключительном оптимизме. Ему казалось странным, что считающийся самым жизнерадостным народ породил высокую форму трагедии, ощутил вкус к трагическому. Ф. Ницше объяснил, что стремление к красоте, празднествам, зрелищам и веселью — оборотная сторона лишений, беспокойства и страданий [3, с. 8].

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты. Вопросы культурологии. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: