По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

Начала и концы. Очерки литературного премиеведения

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина», Россия, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, 32А, e-mail: allyus1@gmail.com

Пространство русской словесности покрыто сетью литературных премий, которые теперь по-своему структурируют пространство литературной жизни, расписывая особый литературный календарь. Всё началось с Русского Букера, первый провокативный лауреатский выбор которого немедленно породил «Антибукер». Но последний не пережил родителя-вредителя, хотя и породил (невольная библейская стилистика!) в свою очередь, в пику склонного к ужину родителя, жанр премиального «литературного обеда», возрожденного премией «Большая книга». Так сложился реальный ритм текущей литературной жизни. Предлагаемое литературное обозрение, извлеченное из книги автора «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму литературы, литература сквозь призму культурологии» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011) максимально приближено именно к этому жанру, почему и показалось редакции не устаревшим.

Литература:

1. Волков Ю. Царь-Эдип / Ю. Волков. — М.: Терафим, 2006. — 623 с.

2. Караковский А. Паразитный текст и массовое книгоиздание / А. Караковский // Вопросы литературы. — 2011. — № 3. — С. 95–112.

3. Нет времени на медленные танцы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://black-falls.livejournal.com/16363.html?mode=reply (дата обращения: 01.06.2017).

4. Проханов А. Надпись / А. Проханов. — М.: Ad Marginem, 2005. — 640 с.

5. Славникова О.А. 2017 / О.А. Славникова. — М.: Вагриус, 2006. — 544 с.

6. Слаповский А. Оно / А. Слаповский. — М.: Эксмо, 2006. — 304 с.

7. Стахов Д. Анафаза / Д. Стахов. — М.: Эксмо, 2009. — 448 с.

8. Улицкая Л. Люди нашего царя / Л. Улицкая. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.

9. Черчесов А. Вилла Бель-Летра / А. Черчесов. — М.: Время, 2006. — 384 с.

10. Шишкин М.П. Венерин волос / М.П. Шишкин. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 540 с.

Статья поступила 15.08.2017 г.

Почему бы не начать удовлетворение чувства литературного голода с ежегодной салатной игры (вариант: силоса) от Дмитрия Быкова (тем более что, какой премиальный шорт-лист обходится сейчас без очередного романа Дмитрия Быкова)? Новый, во всяком случае, еще пару месяцев назад (впрочем, разве можно уследить за новинками от Быкова) роман «Эвакуатор» оказался в паре с вышедшей практически одновременно в серии «ЖЗЛ» биографией Пастернака, который как раз и получил премию «Национальный бестселлер», в отличие от всех романов. «Пастернаковские» аналогии подчеркиваются помещенными в конце «Эвакуатора» «Стихами вокруг романа», которые начинаются обозначением принципиальной писательской «позиции стрекозы»:

Да, подлый муравей, пойду и попляшу

И больше ни о чем тебя не попрошу.

«Эвакуатор» — нечто вроде языкового «Пира во время чумы». Обстановка в Москве, волею фантазии автора, еще хуже, чем сейчас в реальности — террористического происхождения взрывы гремят ежедневно, а герои, ведя странные игры по гипотетическому овостоковлению русского языка, вступают в роман между собой. Однако постепенно выясняется, что даже и их межличностные связи приобретают серьезность космического масштаба.

Читатель так и остается в недоумении, действительно ли Игорь является инопланетянином-эвакуатором, засланным на Землю для спасения лучших экземпляров человеческого рода посредством их вывоза отсюда (т.е. стрекозой с летательным аппаратом). Роман читается залпом, а «прикладные» стихи о «русском Боге» («Теодицею») хочется перечитывать.

Не всемощный, в силе и славе, творец миров,

Что избрал евреев, и сам еврей,

Не глухой к раскаяньям пастырь своих коров,

Кучевых и перистых, — а скорей

Полевой командир, небрит или бородат,

Перевязан наспех и полусед.

Мне приятно думать, что я не раб его, а солдат.

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, Начала и концы. Очерки литературного премиеведения. Вопросы культурологии. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: