В сентябре этого года исполнилось 95 лет со дня рождения замечательного ученого и педагога Лии Михайловны Предтеченской, с именем которой связано формирование такого направления в педагогической науке, как «Педагогика искусства». Лия Михайловна была харизматичной личностью, посвятившей себя главному делу всей жизни — созданию и внедрению в образовательное пространство курса «Мировая художественная культура». Этот курс возник в конце 1960-х гг. на затухающей волне «оттепели», когда еще оставались иллюзии и энтузиасты, готовые бороться за свои идеи.
Советская школа была готова к переменам, и эти перемены наиболее ярко и отчетливо проявились в широкой дискуссии о месте и роли искусства в школе. Именно тогда были разработаны и вошли в педагогическую практику программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского и «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского. Предмет «Мировая художественная культура», разработанный Лией Михайловной, вырос из курса истории и являлся логическим его продолжением и завершением. Новаторство всех трех программ заключалось в культурологическом подходе к преподаванию искусства. Авторы видели свою задачу не в рассказах о шедеврах или трансляции информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания и бытовании художественных произведений, а в создании такой развивающей среды, которая помогла бы ученику стать читателем, зрителем, слушателем, способным к диалогу с произведениями искусства. Драгоценная способность личности претерпевать глубинные изменения под воздействием общения с искусством — вот то, что стало альфой и омегой новой педагогики искусства.
Возможно, сейчас эти идеи уже не кажутся столь новаторскими, как полвека назад. Но тогда это была революция, ведь курс «Мировая художественная культура» подрывал основу традиционной педагогики, которая с конца 1920-х гг. перестала воспринимать искусство в его специфическом качестве, видя в нем лишь безотказное идеологическое орудие. Осознать инновационность подобного подхода, а тем более, применять на практике идеи, декларируемые в программе и не помещавшиеся в «прокрустово ложе» официальной педагогики, было непросто, требовалось не только педагогическое мастерство, но и определенная смелость. И, тем не менее, у Лии Михайловны появились многочисленные последователи, которые поддержали курс и доказали жизнеспособность авторской концепции.