В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве. Ключевые слова: историческая психология, социальная психология, социально-психологический фактор истории, масса, коллективное бессознательное, иррациональность исторического процесса, пассионарная вспышка, психология масс, массовое сознание, мания колоссального, фольклорное мышление, зрелищность культуры, театрализация власти, фармак, гигантомания, утопическое мышление, исторический регресс, новое Средневековье, сталинский классицизм, социально-психологические функции искусства, авторитарная личность, образ врага.