По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5, e-mail: nihrenov@mail.ru

В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве. Ключевые слова: историческая психология, социальная психология, социально-психологический фактор истории, масса, коллективное бессознательное, иррациональность исторического процесса, пассионарная вспышка, психология масс, массовое сознание, мания колоссального, фольклорное мышление, зрелищность культуры, театрализация власти, фармак, гигантомания, утопическое мышление, исторический регресс, новое Средневековье, сталинский классицизм, социально-психологические функции искусства, авторитарная личность, образ врага.

Литература:

55. Горький М. О русском крестьянстве. — Берлин, 1922. — С. 6.

56. Бердяев Н. Христианство и социализм // Сборник статей, посвященных П.Б. Струве ко дню 35-летия его научно-публицистической деятельности. — Прага, 1925. — С. 348.

57. Кино тоталитарной эпохи // Искусство кино. — 1990. — № 3. — С. 100.

58. Мухина В. Монументально-декоративное искусство в ансамбле города // Проблема ансамбля в современной архитектуре. — М., 1952. — С. 85.

59. Андреев Д. Роза Мира // Искусство кино. — 1990. — № 5. — С. 138.

60. Сталин И. Сочинения. Т. 11. — М., 1952. — С. 248.

61. Пришвин М. Дневник. 1930 год // Октябрь. — 1989. — № 7. — С. 152.

62. Солженицын А. Архипелаг Гулаг// Новый мир. — 1989. — № 10. — С. 114.

63. Симонов К. Уроки истории и долг писателя // Наука и жизнь. — 1987. — № 6. — С. 10.

64. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1. — М., 1958. — С. 19.

65. Конквист Р. Большой террор // Нева. — 1989. — № 10. — С. 137.

66. Федотов Г. Защита России // Искусство кино. — 1990. — № 8. — С. 38.

67. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. — М., 1934. — С. 24.

68. Новицкий П. Строительство социализма и стиль современной архитектуры // Печать и революция. — 1928. — № 3. — С. 54.

69. XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). Стенографический отчет. — М., 1939. — С. 302.

70. Уроки Всесоюзного творческого совещания // Архитектура СССР. — 1935. — № 6. — С. 5.

71. Несис Н. Планировка Москвы и мировые центры // Архитектура СССР. — 1935. — № 12. — С. 11.

72. Довженко А. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. — М., 1966. — С. 160.

73. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. — М., 1977. — С. 115.

74. 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчёт. — М., 1934. — С. 58.

75. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. — М., 1983. — С. 13.

76. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 13.

77. Бердяев Н. Духи русской революции // Из глубины. Сборник статей о русской революции. — Париж, 1967. — С. 72.

78. Пильняк Б. О-кэй, американский роман. — М., 1933. — С. 13.

79. Набоков В. Защита Лужина. — М., 1986. — С. 109.

80. Струве П. Интеллигенция и революция // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. — М., 1909. — С. 161.

81. Бедный Д. Полн. собр. соч. т. 5. — М.; Л., 1925 — 1933. — С. 10.

82. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. — 1989. — № 3. — С. 123.

83. Сардаров А. Сталинский стиль. Постскриптум. Опыт архитектурной публицистики // Архитектура СССР. — 1989. — № 5, 6. — С. 32.

84. Шахермайер Ф. Александр Македонский. — М., 1984. — С. 309.

85. Шпеер А. Воспоминания. — Смоленск-Москва, 1997. — 696 с.

86. Канетти Э. Человек нашего столетия. — М., 1990. — С. 72.

87. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896. — С. 203.

88. Платонов А. Усомнившийся Макар // Литературная учеба. — 1987. — № 4. — С. 153.

Статья поступила 10.07.2017 г.

Проникнуть в фольклорное сознание массы пытался также М. Горький. Он писал, что русский человек постоянно мечтает об утопическом государстве без власти над личностью. «Еще до сего дня, — пишет он, — в темной душе русского сектанта не умерло представление о каком-то сказочном "Опоньском царстве", оно существует где-то "на краю земли" и в нем люди живут безмятежно, не зная "антихристовой суеты" города, мучительно истязуемого судорогами творчества культуры [55]». По мнению М. Горького, в этих фантазиях проявляется неизжитый «инстинкт кочевника».

Однако в новом видении мира проявлялись не только фольклорные, но и религиозные, даже апокалипсические представления. «Как и все большие движения в истории, — писал Н. Бердяев, — социализм имеет древние религиозные корни. Он коренится в древнееврейской мессианской идее, в древнееврейском хилиазме, в ожидании явления Мессии, как земного царя, который водворит на земле справедливость и чувственное Царство Божие» [56].

Сталинская пропаганда оказалась чувствительной к общественной психологии поколения 1930-х гг. В том случае, когда реальность расходилась со столь желанной для массы сказочностью, пропаганда это расхождение устраняла. Тому или иному явлению она придавала соответствующий ореол. Так сознательно возникало то, что сегодняшние публицисты называют ложью, но что в свое время представляло прорыв «коллективного бессознательного» в реальность. Для сельскохозяйственной утопии древности, например, характерны невиданные растения, плоды и фрукты. В солнечном граде с его цветущей природой жители не знают страданий и смерти. Здесь существуют лишь самые плодородные сады и поля. Этот град — символ богатства и изобилия. Для искусства этого периода характерно стремление воссоздавать образ всеобщего изобилия и процветания. Зрелища, изобразительное искусство, скульптура и даже архитектура начинают проявлять колоссальный интерес к теме плодородия. На фасадах домов, на живописных полотнах, в кадрах мы обнаруживаем горы овощей и фруктов [57]. Последние представляют непременный атрибут всякого рода народных торжеств, юбилеев и праздников, позволяют создать эффект всенародного застолья, торжества, праздника и благополучия. В этом смысле особенно щедрыми были фильмы 1930–1940-х гг., посвященные бесконечной радости и ликованию крестьян, оказавшихся якобы благодаря коллективизации буквально в раю. Фоном таких фильмов часто опять же оказывалась Выставка достижений народ-ного хозяйства (например, фильм И. Пырьева «Свинарка и пастух»). Создавшая знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница» скульптор В. Мухина сетовала по поводу того, что архитекторы заставляют скульпторов быть простыми исполнителями. Она возмущалась тем, что ей советовали создать нечто вроде Пергамского фриза или Самофракийской победы. В качестве декоративных форм она пропагандировала использование в архитектуре отечественной флоры. «На это нас должен вдохновить великий сталинский план лесонасаждений, — пишет она, — благодаря которому вся страна покроется зеленым орнаментом наших родных лесов. Их листья так и просятся под резец скульптора для создания новой капители и новых орнаментов» [58].

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты. Вопросы культурологии. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: