Статья поступила 25.03.2017 г.
Когда сегодня авторы реформ российского образования, с одной стороны, ссылаются на западные образцы, это сразу наводит на мысль о том, что предлагается протащить нечто омерзительное под видом хорошо зарекомендовавшего себя. С другой стороны, гораздо хуже бывает в том случае, когда говорят об омерзительности западного опыта и возвращению к родным традициям. И в первом, и во втором случае апеллируют к мифам, но традиции, если их завернуть в мифологическую обёртку, как правило, сильно смахивают на мракобесие, а инновации, в той же обёртке, несмотря на всю их сомнительность, оставляют шансы на прогресс, или хотя бы развитие. Перефразируя известное высказывание министра народного просвещения Российской империи П. А. Ширинского-Шихматова о философии, можно подвести итог всему этому поиску самоидентичности, осуществляемому нашими великими реформаторами высшего образования: польза этой работы сомнительна, а вред очевиден. Отказаться от мифологии невозможно, ибо реальность никого не устраивает. Но именно отказ от мифологии и пристальное внимание к реальности — подлинное решение любой проблемы, пусть даже и не окончательное. В противном же случае реформы можно продолжать бесконечно, ибо миф невозможно реализовать, да он и не претендует на это и даже не вызывается к жизни реальными проблемами, стоящими перед образованием.
Российское образование уже долгие годы живет в условиях, диктуемых мифами реформ, конца этому не видно, но уже начался процесс, к которому неизбежно приводит безостановочное реформирование, этот процесс на языке медицины называется агония. Так что реформы дали результат, и может быть, даже именно тот, на который и рассчитывали. Дмитрий Сандаков в своей прекрасной пародийной программе развала образования описал сущность проводимых реформ с помощью семи принципов, представленных ниже (они так точно сформулированы, что приведу их список целиком).
1. Снижение творческой мотивации педагогов (обеспечивается низкими зарплатами).