По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: lm31551@ya.ru
Дракина Ирина Константиновна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, СанктПетербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: vshnidpo. drakina@yandex.ru
Дмитриева Лариса Валерьевна ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Россия, 191186, СанктПетербург, наб. реки Мойки, 48, e-mail: mail@herzen.spb.ru
Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, СанктПетербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

Литература:

1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. — 318 с.

2. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение: учебник / Под ред. Ц. Г. Нессельштарус. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Сварог и К, 2003. — 672 с.

3. Моран А. де. Готика // История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней: С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. — М.: В. Шевчук, 2011. — С. 327–362.

4. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. – Л. — М.: Искусство, 1964. — 392 с.

5. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга; пер. Д. В. Сильвестрова. — М.: Наука, 1988. — 544 с.

Статья поступила 22.11.2016 г.

Готическое искусство связано с торгово-ремесленными городами и феодальными монархиями Западной Европы. Собор как главный тип архитектурного сооружения периода готики — это именно городской собор. Расцвет готики совпадает со временем, когда католическое богословие оформляется в строгую догматическую систему, что позволяет создавать ясную программу изображений на витражах, в скульптурном убранстве порталов и т.д.

Хронологически выделяют следующие периоды развития готического стиля: ранняя готика — конец XII — первая чет. XIII вв.; высокая (зрелая готика) — 20-е гг. XIII в. — конец XIII вв.; поздняя готика — XIV—XV вв. При этом следует учитывать, что переход от романского стиля к готике в странах Западной Европы совершался не одномоментно, поэтому представленная периодизация в значительной степени условна.

Готика — еще один «большой стиль» средневековой Европы, в единой стилевой логике которого развивается архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, музыка. Архитектура выступает стилеобразующим видом искусства: конструктивные особенности каркасных зданий готики «дублируются» в ларцах-реликвариях, алтарных образах, дают импульс к развитию витражного искусства. Кроме того, готика — интернациональный стиль: в этот период не наблюдается такого разнообразия региональных художественных школ, как в романский период.

Искусство готики чрезвычайно внимательно к цвету и свету: в соборах сияют полихромные витражи, книжные миниатюры исполнены светом, рожденным сочетанием чистых цветов, философы и богословы на теоретическом уровне размышляют о природе цвета. Свет рождается из гармоничного созвучия цветов на четко определенных поверхностях, не допускающих полутонов. Одним из источников подобной эстетики является понимание Бога как света, рассеивающего тьму (физическую, духовную, онтологическую).

Проблемы, которые решало искусство готики, можно обозначить следующим образом: в каких художественных формах средневековый европеец мог наиболее полно воплотить устремление своей души к Богу? Если готический собор — модель религиозно преображенного мира, то какими средствами достигался воплощавший эту идею синтез различных видов искусств в пространстве храма? При помощи каких художественных средств средневековым мастерам удавалось придать своим произведениям дополнительное символическое «измерение», невидимое глазу, но постигаемое посредством целой серии интерпретаций и толкований?

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Дракина Ирина Константиновна, Дмитриева Лариса Валерьевна, Куракина Ирина Игоревна, Тихомиров Сергей Александрович, История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: