По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Клиповое мышление — феномен цифровой культуры

Бхат Сурая Башировна АНО ВО «Российский новый университет», Россия, 105005, Москва, ул. Радио, 22, e-mail: Beyondbirthday77@gmail.com Статья поступила 01.07.2017 г.

В данной статье клиповое мышление рассматривается сквозь призму взаимной корреляции между технологическим прогрессом и культурными преобразованиями в обществе. Стремление современного человека защититься от избытка информационного потока привело к развитию клипового мышления, при помощи которого информация потребляется в виде короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа, либо телевизионной новости. Выявлена взаимосвязь между новыми медиа и клиповым мышлением, которое приводит как к положительным сторонам, таким как умение работать в режиме многозадачности, так и отрицательным — к неспособности восприятия длительной линейной последовательности (однородной и одностильной информации), т. е. выстраивания последовательно своих мыслей и действий. Сделан вывод, что клиповая культура — принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на переходе от линейного, последовательного восприятия информации к бесконечному мельканию информационных отрезков, тем самым создавая «электронное общество».

Литература:

1. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. — 2013. — № 2. — С. 169–176.

2. Поршнев Б. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б. Поршнев; науч. ред. О. Т. Вите. — СПб.: Алетейя, 2007. — 720 с.

3. Рябова М. Э. Коммуникация в сетевом информационном обществе: новые реальности // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2016. — Т. 5. — № 3. — С. 8–12.

4. Рябова М. Э., Вашунина И. В. Функционирование зрительных образов в средствах массовой коммуникации // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. — 2016. — № 2. — С. 50–54.

5. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2014. — Вып. 5 (24). — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 25.02.2017).

6. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2010. — 784 с.

7. Carr N. Is Google Making Us Stupid? [Электронный ресурс] // Atlantic Magazine. — 2008. — Режим доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-googlemaking-us-stupid/306868/ (дата обращения: 24.02.2017).

8. Manovich L. The Language of New Media. — Cambridge: The MIT Press, 2001. — 400 p.

Современное общество живет в цифровом мире. И в нём же человек все чаще сталкивается с феноменом «клиповое мышление». Термин «клиповое мышление» появился в 1990-х гг. прошлого века как символ способности человека воспринимать мир в виде коротких ярких событий, не вдаваясь в подробности. Стремление проследить взаимную корреляцию между технологическим прогрессом и культурными преобразованиями в обществе является основной задачей данной статьи, что позволяет рассмотреть понятие «клиповое мышление» в сфере медиа исследований, т. е. через цифровую культуру или новые медиа.

Прежде чем говорить о данном понятии, необходимо сказать о том, что, в целом мышление человека можно представить термином «концептуальное мышление» (словесное, логическое, последовательное). Поэтому клип выступает дополнением к основному понятию: мышление в образах, картинках, эмоциях. В связи с огромным потоком информации в современном обществе, человек должен переварить больше сообщений за меньшее время, что и привело к возникновению понятия «клиповое мышление».

Т. В. Семеновских приводит следующее определение: «клиповое мышление — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [5, с. 1]. Опираясь на это определение, можно предположить, что клиповое мышление является адаптацией человека к цифровой культуре. Человек цифровой культуры все больше направлен на восприятие зрительных и звуковых образов, что приводит к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, и созданные клиповым мышлением образы оцениваются не с логической и рациональной стороны, а с эмоциональной и чувственной, т. е. «нравится/не нравится».

В связи с тем, что индивид оказывается не в силах осмыслить большой поток информации, он фиксирует сиюминутные события, при этом, не задаваясь вопросами об их сущности и смысле. По мнению В. Г. Кузнецова, особенность клипового восприятия в том, что «человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности (как это было бы в случае прерывания чтения классического романа), а также вновь с любого места войти в нее» [1, с. 172].

Для Цитирования:
Бхат Сурая Башировна, Клиповое мышление — феномен цифровой культуры. Вопросы культурологии. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: