Современное общество живет в цифровом мире. И в нём же человек все чаще сталкивается с феноменом «клиповое мышление». Термин «клиповое мышление» появился в 1990-х гг. прошлого века как символ способности человека воспринимать мир в виде коротких ярких событий, не вдаваясь в подробности. Стремление проследить взаимную корреляцию между технологическим прогрессом и культурными преобразованиями в обществе является основной задачей данной статьи, что позволяет рассмотреть понятие «клиповое мышление» в сфере медиа исследований, т. е. через цифровую культуру или новые медиа.
Прежде чем говорить о данном понятии, необходимо сказать о том, что, в целом мышление человека можно представить термином «концептуальное мышление» (словесное, логическое, последовательное). Поэтому клип выступает дополнением к основному понятию: мышление в образах, картинках, эмоциях. В связи с огромным потоком информации в современном обществе, человек должен переварить больше сообщений за меньшее время, что и привело к возникновению понятия «клиповое мышление».
Т. В. Семеновских приводит следующее определение: «клиповое мышление — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [5, с. 1]. Опираясь на это определение, можно предположить, что клиповое мышление является адаптацией человека к цифровой культуре. Человек цифровой культуры все больше направлен на восприятие зрительных и звуковых образов, что приводит к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, и созданные клиповым мышлением образы оцениваются не с логической и рациональной стороны, а с эмоциональной и чувственной, т. е. «нравится/не нравится».
В связи с тем, что индивид оказывается не в силах осмыслить большой поток информации, он фиксирует сиюминутные события, при этом, не задаваясь вопросами об их сущности и смысле. По мнению В. Г. Кузнецова, особенность клипового восприятия в том, что «человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности (как это было бы в случае прерывания чтения классического романа), а также вновь с любого места войти в нее» [1, с. 172].