По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791;791.9

Зрелищность театрализации

Коптев Лев Николаевич Россия, 194017, Санкт Петербург, ул. Гаврская, 6, кв. 23, e-mail: alconost2004@mail.ru

По мнению автора, увлечение зрелищностью при ослаблении понятийно-нравственной основы представления способствует вовлечению в творчество теневых сторон личности.

Литература:

1. Арто А. Театр и его двойник / А. Арто; пер. с фр. и комм. С. Исаева. — М.: Мартис, 1993. — 191 с.

2. Ассоциации к слову «Зрелище» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// wordassociations.net/ru/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D 1%86%D0%B8%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83/%D0%97%D 1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5 (дата обращения: 01.08.2017).

3. Банфи А. Избранное. — М.: АсТ, 2011. — 234 с.

4. Библейская энциклопедия Брокгауза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://encdic.com/enc_bible/Pozorische-3289.html (дата обращения: 01.08.2017).

5. Библия Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Перепечатано с синодального издания. — Mikkeli, 1999. — 1218 с.

6. Брабич В. М. Зрелища Древнего Мира / В. М. Брабич, Г.С. Плетнева. — Л.: Искусство, 1977. — 79 с.

7. Всеволодский-Гернгросс В. А. История русского театра в 2-х тт. Т.1. — Л.; М: Теакинопечать, 1929. — 576 с.

8. Гашкова Е. М. От серьеза символов к символической серьезности (театр и театральность в ХХ веке) // Метафизические исследования: Альманах Лаборатории метафизических исследований при Философском факультете СПбГУ. — 1997. — Вып.

5. Культура. — C. 85–95.

9. Головня В. В. История античного театра / В. В. Головня. — М.: Искусство, 1972. — 400 с.

10. Греческая трагедия. Всемирная библиотека поэзии. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 576 с.

11. Давиденков С. Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. — Л.: Изд. ГИДУВ, 1947. — 382 с.

12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. В 4-х тт. Т.3. — СПб. — М.: Тип. М.О. Вольфа, 1882. — 584 с.

13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. В 4-х тт. Т.1. — СПб. — М.: Тип. М.О. Вольфа, 1880. — 812 с.

14. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000. — 416 с.

15. Захаров М. Штуки-дрюки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stukidruki.com/authors/Zaharov-Mark.php (дата обращения: 01.08.2017).

16. Захаров М. А. Суперпрофессия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// royallib.com/book/zaharov_mark/superprofessiya.html (дата обращения: 01.08.2017).

17. Захаров М. А. Гоголю было легче. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/zaharov/interview14.html (дата обращения: 01.08.2017).

18. Игумен N. Творить с Богом или с дьяволом? // О таланте и смысле жизни. В чём тайна одарённости? — М.: Даниловский благовестник, 2009. — С. 115–184.

19. Kiss [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kiss (дата обращения: 01.08.2017).

20. Коптев Л. Н. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии М.Ю. Лермонтова // Русская речь. — 2016. — № 6. — С. 11–20.

21. Коптев Л. Н. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь. — 2014. — № 1. — С. 14–19; № 2. — С. 19–24.

22. Любомудров М. Н. Фейки Фокина // Литературная газета. — 2015. — № 32 (6520). — С. 11.

23. Маковецкий Е.А. Социальная аналитика ритма: Жиль Делёз, или о спасении. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004. — 174 с.

24. Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. — СПб.: Алетейя, 2008. — 208 с.

25. Платон. Государство. — М., 2013. — 536 с.

26. Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900. Репринт. Изд.: «Отчий дом». — М., 2006. — 1120 с.

27. Сальникова Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дис. … д-ра культурологии. — М.: ГИИ, 2012. — 52 с.

28. Священник Константин Пархоменко. Ангелы и бесы. — СПб.: Лениздат, Ленинград, 2007. — 224 с.

29. Словарь древнерусского языка XI–XIV вв. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old_russian.academic.ru/ (дата обращения: 01.08.2017).

30. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 2. — СПб., Типография императорской Академии наук, 1912. — С. 1090.

31. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера / Г. А. Товстоногов; предисл. Б. А. Львова-Анохина. — М.: ВТО, 1965. — 270 с.

32. Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. — М.: Прогресс, 1994. — 448 с.

33. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/69790 (дата обращения: 01.08.2017).

34. Толковый словарь русского языка. В 4-х тт. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 1935–1940.

35. Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила (перевод М. Л. Гаспарова) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rvb.ru/ivanov/1_critical/2_eshill/03add/04.htm (дата обращения: 01.08.2017).

36. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М.: Наука, 1978. — 605 с.

37. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М.: Восточная литература, 1998. — 800 с.

38. Фрейденберг О. М. Басня [публ. подгот. Н. В. Брагинская при участии Ю. В. Крайко] // Синий диван. — 2007. — № 10–11. — С. 126–156.

39. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. — М.: Наука, 1981. — 304 с.

40. Хренов Н. А. Взаимодействие зрелищных и визуальных форм в современной культуре [Электронный ресурс] // Культура культуры. — 2014. — № 4. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-zrelischnyh-i-vizualnyh-form-vsovremennoy-kulture (дата обращения: 01.08.2017).

41. Черняк Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ. — Минск: Тетрасистемс, 2004. — 224 с.

42. Черток Л. Гипноз. Проблемы теории и практики; техника. — М.: Медицина, 1972. — 158 с.

43. Шубина И. Б. Зрелище в культуре: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.13 [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д., 2005. — 24 c. — Режим доступа: http://www. dissland.com/catalog/zrelishche_v_kulture.html (дата обращения: 01.08.2017).

44. Юнг К.-Г. Я знаю, что демоны существуют [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/smysl-zhizni/karl-gustav-yung-poslevoennyiepsihicheskie-problemyi-germanii/ (дата обращения: 01.08.2017).

45. Юнг К.-Г. Поздние мысли: миф, тайна, душа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/soul/soul10.html (дата обращения: 01.08.2017).

46. Юнг К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.: Наука, 1996. — 267 с.

47. Ярхо В. Н. Мировоззрение древнегреческой архаики и его преодоление [Электронный ресурс] // Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/yarho-dramaturgiya-eshila/ posleslovie.html (дата обращения: 01.08.2017).

Статья поступила 17.08.2017 г.

Зрелищность как «картинность» привлекательна своей способностью «производить сильное зрительное впечатление» [33]. Зрелищный театр сегодня расширил своё пространство. Режиссёры, вольно распоряжаясь авторской драматургией, в чём-то для них неприемлемой, сочиняют собственный «режиссёрский текст», опираясь на зрительные возможности театрального представления как «картинки». Но «театр — не просто зрелище …существует драма, как социальное действие, не рассчитанное на зрелище… Только когда эти компоненты — игровое драматическое действие и зрелищность — соединяются, создается театр [8]. В настоящем исследовании сделана попытка рассмотрения содержания театрального зрелища как автономной от драмы структуры.

Ни в этимологическом словаре М. Фасмера, ни в словаре древнерусского языка И. И. Срезневского, ни в полном церковнославянском словаре Г. Дьяченко слово «зрелище» не рассматривается. Его значимые смыслы включают в себя слова «позорище», «позор», дающие раздвоение: и то, на что смотрят, и нравственную оценку видимого. Словарь древнерусского языка XI–XIV вв. раскрывает «позорище» как «созерцание», «зрелище», «представление» [29]. У Г. Дьяченко «позоръ» — зрелище, «позорище» понимается как зрелище, ристалище, цирк [26, с. 445]. Библейская энциклопедия Брокгауза разъясняет «позорище» как театрон, т. е «зрелище», «театр», где сражаются, по словам Апостола Павла (Павел, 1 Кор. 4:9), «приговорённые к смерти», т. е. гладиаторы, с которыми сравнивается жизнь и предназначение апостола: «Мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» [4]. Срезневский даёт дополнительное толкование «позорища» как «сборища, собрания», преимущественно с негативным нравственным оттенком [30, с. 1090].

У В. Даля в издании 1880–1882 гг. раздвоение сменяется разделением: «Позор» — «зрелище, что представляется взору», а также «зрелище, постыдное для виновника его» [12]. Само же слово «зрелище» освобождается от нравственной оценки и понимается как «случай, событие, происшествие видимое глазами», а также «театральное представленье, театр» [13]. Это уже близко толкованию, которое даёт ХХ в., который связывает зрелище, как с искусством, так и с жизнью: «Зрелище есть всякий зрительно воспринимаемый объект, но это и театральное представление» [7, с. 57].

Для Цитирования:
Коптев Лев Николаевич, Зрелищность театрализации. Вопросы культурологии. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: