Статья поступила 17.08.2017 г.
Зрелищность как «картинность» привлекательна своей способностью «производить сильное зрительное впечатление» [33]. Зрелищный театр сегодня расширил своё пространство. Режиссёры, вольно распоряжаясь авторской драматургией, в чём-то для них неприемлемой, сочиняют собственный «режиссёрский текст», опираясь на зрительные возможности театрального представления как «картинки». Но «театр — не просто зрелище …существует драма, как социальное действие, не рассчитанное на зрелище… Только когда эти компоненты — игровое драматическое действие и зрелищность — соединяются, создается театр [8]. В настоящем исследовании сделана попытка рассмотрения содержания театрального зрелища как автономной от драмы структуры.
Ни в этимологическом словаре М. Фасмера, ни в словаре древнерусского языка И. И. Срезневского, ни в полном церковнославянском словаре Г. Дьяченко слово «зрелище» не рассматривается. Его значимые смыслы включают в себя слова «позорище», «позор», дающие раздвоение: и то, на что смотрят, и нравственную оценку видимого. Словарь древнерусского языка XI–XIV вв. раскрывает «позорище» как «созерцание», «зрелище», «представление» [29]. У Г. Дьяченко «позоръ» — зрелище, «позорище» понимается как зрелище, ристалище, цирк [26, с. 445]. Библейская энциклопедия Брокгауза разъясняет «позорище» как театрон, т. е «зрелище», «театр», где сражаются, по словам Апостола Павла (Павел, 1 Кор. 4:9), «приговорённые к смерти», т. е. гладиаторы, с которыми сравнивается жизнь и предназначение апостола: «Мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» [4]. Срезневский даёт дополнительное толкование «позорища» как «сборища, собрания», преимущественно с негативным нравственным оттенком [30, с. 1090].
У В. Даля в издании 1880–1882 гг. раздвоение сменяется разделением: «Позор» — «зрелище, что представляется взору», а также «зрелище, постыдное для виновника его» [12]. Само же слово «зрелище» освобождается от нравственной оценки и понимается как «случай, событие, происшествие видимое глазами», а также «театральное представленье, театр» [13]. Это уже близко толкованию, которое даёт ХХ в., который связывает зрелище, как с искусством, так и с жизнью: «Зрелище есть всякий зрительно воспринимаемый объект, но это и театральное представление» [7, с. 57].