У меня неоднозначное отношение к Станиславу Сергеевичу Говорухину. Недавно маститый кинорежиссёр, снявший немало добротных, в том числе и противоречивых фильмов, а ныне крупный политический деятель от партии «Единая Россия» — депутат Государственной думы и сопредседатель Центрального штаба Общероссийского Народного фронта заявил, что фильмов больше снимать не будет.
По словам Говорухина, картина «Конец прекрасной эпохи», вышедшая в прокат в 2015 г., является его лучшей режиссерской работой.
«Более того, я решил больше вообще ничего не снимать, потому, что мне кажется, что лучше уже не сделать», — цитирует Говорухина «Интерфакс».
Ну что ж, не будет — так не будет. Человек он пожилой, устал от творческих исканий, его право решать, чем заниматься дальше…
Я ещё не смотрел этот не слишком разрекламированный фильм, если сравнивать с голливудскими новинками, и решил не откладывать просмотра, даже не подозревая, что меня ждёт.
И что же я увидел? Фильм был снят по мотивам произведений Сергея Довлатова. С этим писателем, которого не печатали в СССР, но обласкали в США, куда он перебрался в 1978 г., ещё до перестройки, и где издавалось всё, что было способно опошлить нашу страну и наш народ, я был знаком лишь по повести «Заповедник», но и этого оказалось вполне достаточно.
Эту, весьма заурядную, повесть на примитивно-бытовые темы я заставил себя прочитать до конца, несмотря на множественные упоминания о евреях, что настораживало — зачем же так? и множество довольно-таки грязных, нецензурных слов и отвратительных сцен. Ну как ещё назвать описание полового акта подростка с нечистоплотной пожилой женщиной, напоившей мальчика, а после развратных с ним действий вдруг заявившей: «Гляди-ка, маленький, а ё…ий…».
Читать какое-либо другое произведение писателя-диссидента, ненавидевшего свою страну и её народ, что уже выражалось в унизительном описании простых людей с их ужасным и нарочито безграмотным языком — предел пошлейшего натурализма, недопустимого в настоящей литературе, уже не хотелось.