Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, утвержденный ВАК РФ (в редакции, действующей до 30.11.2015 г.) Издается при информационно-методической поддержке Российского научно-исследова тельского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва и Ассоциации культурологических кафедр и научных центров Журнал входит в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и международную реферативную базу данных ERIH PLUS.
В контексте юбилея Московского Театра имени Ленинского комсомола автор рассматривает диалектическое развитие детского театра первых лет советской власти от утонченного эстетизма театра до попытки создания спектакля для детей как идеологического инструмента воспитания.
Современный мир — это мир, в котором культурная идентичность — предмет свободного выбора, часто случайного и краткосрочного. Традиционные культуры прошлого не допускали «половинчатости» в наследовании культурных практик. Наше время породило иллюзию возможности абсолютно свободного выбора практикуемых форм квазитрадиционности, а также предоставило опыт их беспрепятственного комбинирования. Уникальным феноменом современной культуры стала адаптивная идентичность. Человек с адаптивной идентичностью, как никогда, нуждается в стабилизации отношений с идеальным миром. Именно образование должно выполнять стабилизирующую роль в обществе.
В статье речь идет о двух фиксируемых в последнее время тенденциях, которые актуализировались в результате глобализации. Во-первых, о появлении и стремительном распространении электронных образовательных ресурсов. Во-вторых, об усилении внимания к аспектам национальной безопасности в связи с возникновением новых современных высокотехнологических вызовов и угроз.
Диалог в культуре — актуальная проблема современного гуманитарного знания. В философии и культурологии феномен диалога изучен достаточно основательно. Трактовка диалога в культуре с символических позиций — новый аспект анализа проблемы. Символический подход обогащает понимание самой культуры и актуализирует вопрос о роли символов в культурном взаимодействии. С опорой на идею М.М. Бахтина о том, что диалогические отношения — это смысловые отношения, в статье обосновано, что диалог имманентен духовному поиску человека и в диалогическом пространстве культуры символы предстают своеобразными смысловыми маркерами.
Актуальность статьи обусловлена как практическими, так и научно-теоретическими факторами. Практический аспект связан с возрастающим интересом к кластерной политике развития Санкт-Петербурга. Одним из ярчайших феноменов советской культуры было создание кластеров (хотя сам термин в то время в нашей стране и не использовался), некоторые из которых сохранились до настоящего времени, не потеряв своей значимости. Достаточно разработанной теории кластеров, позволяющей рассматривать их как феномен культуры, нет, как нет и их философско-культурологического их осмысления. Данное исследование позволит восполнить некоторые пробелы в этой теме, а также ответить на вопросы о месте и роли культурного кластера в истории города. В настоящее время, когда территория Санкт-Петербурга по сравнению с началом ХХ столетия увеличилась в несколько раз и одновременно происходит уплотнение застройки в историческом центре, культурологическая ретроспектива создававшихся в советский период кластеров показывает значимость выбора функций кластера и его местоположения. В качестве примера в статье рассматривается культурный рекреационно-досуговый кластер, созданный в 1930-е гг. на Невских островах Ленинграда.
В докладе, положенном в основу данной статьи, строится система прогнозов бюджетного финансирования системы образования и ее уровней, а также задач, которые должны решаться в данной сфере. Представлены три сценария развития образования до 2024 г., определены последствия и риски их реализации. Показано, что основными бенефициарами в получении бюджетных средств в прогнозном периоде являются дошкольное и общее образование. Среднее профессиональное образование проигрывает в бюджетном финансировании практически во всех вариантах прогноза. Что касается рисков развития системы образования, то они прежде всего связаны с недофинансированием программ повышения квалификации педагогических работников.
Работа посвящена выявлению аксиологических и гносеологических аспектов содержания правовых норм современных российских процессуальных кодексов (уголовного, гражданского и арбитражного, а также об административных правонарушениях), содержащих концепцию доказательств и доказывания. Показано, что объективные (факты), субъективные (источники) и процессуальные аспекты доказательственных правовых норм имеют гносеологическое и аксиологическое содержание. Последнее сосредоточено в субъективной и процессуальной стороне доказательства.
Автор обращается к теме правового обычая как источника отечественного права. Анализ содержания понятия «правовой обычай» подтверждает предположение о его значительной роли в российской правовой культуре. Предлагается считать таковыми «отложенную демократию», или «царизм». Сделан вывод, что причиной существования этих обычаев является раздельное мышление, или двоемыслие.
Результаты исследования оценки степени защищенности граждан России от различных негативных обстоятельств, в частности, от преступности и от возможного административного произвола властей.