Прежде чем предпринять обзор конкретных норм доказательственного права в его историческом и национальном своеобразии с целью выявления аксиологических предпосылок соответствующего содержания, необходимо сделать еще несколько важных методологических замечаний, касающихся самого понятия ценности и ее исторических типов, реализованных в различных культурах, существовавших в ту или иную эпоху, в том или ином пространственном регионе [см. более подробно об этом в следующих работах: 14, 15, 21].
Ценность понимается нами как порождающая и интегрирующая модель того или иного артефакта культуры и культурно-исторического типа в целом. Ценности образуют систему (тезаурус) и объединены вокруг центральной из них — экзистенциальной, которую еще можно назвать смыслом человеческой (индивидуальной и социальной) жизни в ту или иную эпоху. Ценность всегда идеальна, но любой материальный или духовный артефакт культуры соотнесен с ней как со своей моделью; между ними существует тот или иной интервал — от полного совпадения до существенного расхождения. Ценность всегда желанна и переживается всеми сторонами человеческой души: разумной, чувственной и волевой. Ценность не всегда сознается, но всегда преследуется. Ценность не есть абстракция, полученная научным путем; она есть конкретная форма культуры, существующая наподобие языковой парадигмы. И как языковая парадигма реализуется в речи, ценность реализуется в каждом проявлении культуры. Ценность всегда позитивна, то есть она представляет собой идеал, признаваемый таковым носителями определенной культуры. Она, следовательно, субъективна и релятивна; не существует общечеловеческих ценностей, поскольку субъективность всегда различна и зависит от времени и места своего бытия. То, что ценно для одного, является антиценностью для другого человека или общества.
Переоценка ценностей происходит долго, и механизмы ее трудно поддаются изучению. Ценность оказывает ключевое влияние на историческую динамику культуры во всякую эпоху, и это влияние имеет стабилизирующий характер. В эпоху традиционной культуры она меняется под воздействием хозяйственной практики, а в эпоху культуры креативной помимо типа хозяйства на ценность оказывает влияние научно-технический прогресс. Современная культура в силу ее глобализации и информатизации предложила еще один существенный механизм переоценки ценностей — межкультурную коммуникацию.