По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 101.1:31

Символы в диалогическом пространстве культуры

Царева Елена Алексеевна ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Россия, 305000, Курск, ул. Радищева, 33. E-mail: info@kursksu.ru

Диалог в культуре — актуальная проблема современного гуманитарного знания. В философии и культурологии феномен диалога изучен достаточно основательно. Трактовка диалога в культуре с символических позиций — новый аспект анализа проблемы. Символический подход обогащает понимание самой культуры и актуализирует вопрос о роли символов в культурном взаимодействии. С опорой на идею М.М. Бахтина о том, что диалогические отношения — это смысловые отношения, в статье обосновано, что диалог имманентен духовному поиску человека и в диалогическом пространстве культуры символы предстают своеобразными смысловыми маркерами.

Статья поступила 15.07.2018 г.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 301–393.

2. Загадка человеческого понимания. — М., 1991. — С. 15–18.

3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976. — С. 193.

4. Меликов И.М., Гезалов А.А. Диалог культур и культура диалога: концептуальные основы // Вопросы философии. — 2014. — № 12. — С. 24–35.

5. Петров Ю.В. Антропологические основания культуры // Вестник Томского государственного университета. — 2005. — С. 196–217.

6. Соболева М.Е. Философия символических форм Э. Кассирера. Генезис. Основные понятия. Контекст. — СПб., 2001. — С. 81–82.

7. Уайт Л.А. Символ: исток и основа поведения человека // Работы Л.А. Уайта по культурологии. Сборник переводов. — М., 1996. — С. 89.

8. Уайтхед А.Н. Символизм, его смысл и воздействие. — Томск: Водолей, 1999. — С. 10.

9. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Время и бытие: Статьи и выступления. — М., 1993. — С. 273–302.

Осмысление феномена диалога, выявление его роли и значения в пространстве культуры — прочно утвердившаяся традиция современного гуманитарного знания. Принцип диалогичности пронизывает культуру, поэтому правомерно рассматривать диалогическое пространство как условие разворачивания социокультурных процессов. В становлении и развитии любой культуры диалог неизбежен ввиду его антропологических оснований [5. С. 196–217]. Специфика, формы диалога задаются историческим, социальным и культурным контекстом. В широком понимании диалог — это базовая характеристика культуры. Анализ диалогического пространства культуры с позиций символической деятельности человека — новый аспект изучения проблемы. Трактовка диалога в русле символического подхода актуализирует роль символического фактора в диалогическом пространстве, помогает уточнить ряд характеристик символа, обогащает семиотический подход к исследованию культуры и саму концепцию диалога в культуре.

Выявление роли символов в диалоге культуры базируется на установках современной гуманитаристики, которая акцентирует внимание на целеполагающей деятельности человека и традиционно исследует мир ценностей, их формирование, присвоение и способы трансляции. М.М. Бахтин подчеркивал, что гуманитарные науки позволяют понять человека через его специфическую деятельность: через язык, искусство [1. С. 301]. Думается, что в этот ряд необходимо включить и другие социокультурные практики, указывающие на разнообразие человеческой деятельности, однако сущность диалога можно выявить, обратившись к развитию философского знания. И хотя это вопрос отдельного изучения, следует подчеркнуть, что история философии, представленная различными текстами, богата примерами особого рода диалога — диалога как формы философских произведений. Так, Сутта-питака — самая ранняя часть Трипитаки — содержит беседы Будды, трактат «Лунь Юй» представлен беседами Конфуция с учениками. Яркий пример диалога в истории философии — метод вопросов и ответов Сократа, нацеленный на то, чтобы «пробудить» сограждан, заставить задуматься над моральными темами, осмыслить этические понятия. Почти все произведения Платона написаны в художественно-диалогической форме. Сочинение Боэция «Утешение философией» написано в форме разговора. Огромный пласт идей в западноевропейской философии XX в., связанный с трактовкой бытия человека как разворачивающегося по разным направлениям диалога, представлен в «диалогическом персонализме» М. Бубера. Через диалог М. Хайдеггер «искал существо языка» и ставил вопрос о том, «необходимо ли и оправданно для восточноазиатов гнаться за европейской понятийной системой» [9. С. 277, 274].

Для Цитирования:
Царева Елена Алексеевна, Символы в диалогическом пространстве культуры. Вопросы культурологии. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: