Осмысление феномена диалога, выявление его роли и значения в пространстве культуры — прочно утвердившаяся традиция современного гуманитарного знания. Принцип диалогичности пронизывает культуру, поэтому правомерно рассматривать диалогическое пространство как условие разворачивания социокультурных процессов. В становлении и развитии любой культуры диалог неизбежен ввиду его антропологических оснований [5. С. 196–217]. Специфика, формы диалога задаются историческим, социальным и культурным контекстом. В широком понимании диалог — это базовая характеристика культуры. Анализ диалогического пространства культуры с позиций символической деятельности человека — новый аспект изучения проблемы. Трактовка диалога в русле символического подхода актуализирует роль символического фактора в диалогическом пространстве, помогает уточнить ряд характеристик символа, обогащает семиотический подход к исследованию культуры и саму концепцию диалога в культуре.
Выявление роли символов в диалоге культуры базируется на установках современной гуманитаристики, которая акцентирует внимание на целеполагающей деятельности человека и традиционно исследует мир ценностей, их формирование, присвоение и способы трансляции. М.М. Бахтин подчеркивал, что гуманитарные науки позволяют понять человека через его специфическую деятельность: через язык, искусство [1. С. 301]. Думается, что в этот ряд необходимо включить и другие социокультурные практики, указывающие на разнообразие человеческой деятельности, однако сущность диалога можно выявить, обратившись к развитию философского знания. И хотя это вопрос отдельного изучения, следует подчеркнуть, что история философии, представленная различными текстами, богата примерами особого рода диалога — диалога как формы философских произведений. Так, Сутта-питака — самая ранняя часть Трипитаки — содержит беседы Будды, трактат «Лунь Юй» представлен беседами Конфуция с учениками. Яркий пример диалога в истории философии — метод вопросов и ответов Сократа, нацеленный на то, чтобы «пробудить» сограждан, заставить задуматься над моральными темами, осмыслить этические понятия. Почти все произведения Платона написаны в художественно-диалогической форме. Сочинение Боэция «Утешение философией» написано в форме разговора. Огромный пласт идей в западноевропейской философии XX в., связанный с трактовкой бытия человека как разворачивающегося по разным направлениям диалога, представлен в «диалогическом персонализме» М. Бубера. Через диалог М. Хайдеггер «искал существо языка» и ставил вопрос о том, «необходимо ли и оправданно для восточноазиатов гнаться за европейской понятийной системой» [9. С. 277, 274].