Степень защищенности граждан от преступности является одним из основных индикаторов правового порядка в обществе. Иногда именно ощущение своей безопасности, безопасности близких людей, своего имущества от преступности в какой-то мере нивелирует ограничение иных прав и свобод гражданина.
Исследования, проведенные авторами за последние годы, демонстрируют, что с 2001 г. оценки граждан относительно своей защищенности от преступности претерпели существенные изменения (рис. 1). Если в 2001 г. половине россиян (52,2%) было свойственно мнение, что защита от преступности совершенно не обеспечивается, то в 2018 г. такой позиции придерживалось уже только 16,2% населения.
Динамика представленных данных говорит об улучшении ситуации с обеспечением соблюдения норм уголовного закона, в частности противостоянием преступности путем предупреждения и пресечения преступлений. Это в полной мере подтверждают следующие результаты, полученные в ходе эмпирического исследования. По данным социологических опросов, с 2001 по 2018 г. сократилось количество людей, которые заявили о том, что в течение прошлого года были жертвой преступлений (кража, грабеж, воровство, насилие, хулиганство и др.), с 24,1 до 11,2% (рис. 2).
Граждане, которые становились жертвами преступлений, не всегда обращались за помощью в полицию или другие правоохранительные органы. По данным текущего опроса, среди тех, кто в прошлом (2017) году сталкивался с необходимостью защиты от преступности, то есть был жертвой преступлений (кража, грабеж, воровство, насилие, хулиганство и др.), 70,4% обратилось за помощью в правоохранительные органы. Стоит отметить, что по результатам аналогичного опроса в 2002 г. таких было 66,4%.
Исследование показывает, что на самооценку защищенности во многом влияет опыт столкновения граждан с проявлениями преступности. Среди респондентов, которые сами или их близкие были жертвами преступлений, доля уверенных, что государством обеспечивается «достаточная» защита от преступности, крайне мала и составляет только 3,9%. И в случае, если пострадавший не обращается в правоохранительные органы или же в случае обращения в данные органы не получил соответствующей помощи, его уверенность в обеспечении «достаточной» защиты практически отсутствует.