Девяносто лет назад в культурной жизни Москвы, да и в целом в постреволюционной России произошло событие, на которое в тот момент мало кто обратил внимание. Но со временем, особенно в период так называемого застоя, когда в сознании советских граждан появилась некая идейная расслабленность, сомнения в осуществимости идей справедливости и быстрого построения коммунизма, а затем в эпоху плюрализма, когда произошло фактически разрушение традиционных морально-этических норм и ценностей, начался затянувшийся на четверть века период поиска и создания новых правил поведения и взаимоотношений в детских и молодежных коллективах, семье, школе, то есть как минимум дважды в России за минувший век это культурное явление очень точно отразило состояние общества и вписалось в контекст современной эпохи. Я имею в виду появившийся в 1927 г. ТРАМ (Театр рабочей молодежи), переименованный в 1938 г. по предложению главного режиссера театра, замечательного советского актера и режиссера И.Н. Берсенева в Театр имени Ленинского комсомола, широко известный ныне всем в нашей многонациональной стране и за ее пределами. «Ленком» не одно десятилетие является одним из ярчайших брендов театральной жизни Москвы. Илья Яковлевич Судаков, Иван Николаевич Берсенев, Анатолий Васильевич Эфрос и, наконец, Марк Александрович Захаров в качестве главных режиссеров ТРАМа, затем Ленкома вписали прекрасные страницы в историю советского, позже российского театра.
В 20-е гг. прошлого века ТРАМ создали молодые рабочие и служащие столицы, став его первыми актерами, драматургами, режиссерами. Острая политическая злободневность, яркая сценическая форма, обаяние и энергия молодости завоевали популярность среди московских зрителей, прежде всего молодых… Почти через полвека, в 1973 г., с приходом нового главного режиссера Марка Захарова театр вновь стал ориентироваться прежде всего на молодого зрителя. Эстетическая программа, которую провозгласил режиссер в первый же год своей работы в Ленкоме, которой он придерживается и ныне, уже 44 года, «включает в себя пристальное исследование процесса становления личности молодого человека, его взаимоотношений с окружающим миром. Уже в первых спектаклях… появились молодые герои, дерзко и смело разрушающие привычные жизненные стереотипы обывателя» [1. С. 164–167] — это «Автоград ХХI» Юрия Визбора и Марка Захарова, «Тиль» Григория Горина. Герой Тиль Уленшпигель в исполнении Николая Караченцова, наделенный чертами современного молодого бунтаря, был близок и понятен молодому зрителю. Последовавшие за ними постановки «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «“Юнона” и “Авось”» покорили сердца прежде всего молодых зрителей, стали вехами в истории советского театра. Горячо любимы зрителями актеры труппы Ленкома: Александр Абдулов, Николай Караченцов, Евгений Леонов, Олег Янковский, Александр Збруев, Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Ирина Алферова, Виктор Проскурин, Елена Шанина, Дмитрий Певцов и многие другие.