По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 792.9

Феномены отечественной культуры

Коханая Ольга Евгеньевна АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, 5. E-mail: kokhanaya@mail.ru

В контексте юбилея Московского Театра имени Ленинского комсомола автор рассматривает диалектическое развитие детского театра первых лет советской власти от утонченного эстетизма театра до попытки создания спектакля для детей как идеологического инструмента воспитания.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1990. — 146 с.

2. Марков П.А. Письма о театре // Марков П.А. Книга воспоминаний. — М., 1977. — 556 с.

3. Коханая О.Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра: Автореф. дис. … д-ра культурологии. — М.: МГУКИ, 2009. — 40 с.

4. Коханая О.Е. Первый детский театр советской России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 1. — С. 245–250.

5. Коханая О.Е. Генриетта Паскар: создание первого детского театра // Массовые коммуникации как фактор реализации культурной политики. Материалы научно-методической конференции. Москва, 6 апреля 2009 г. / Под ред. Ю.А. Головина, О.Е. Коханой. — М.: МГУКИ, 2010. — С. 61–70.

6. Абаринов В. Одна, а не вдвоем в Париже // Совершенно секретно. — № 8/12. — 2 сентября 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sovsekretno.ru/ articles/id/2910 (дата обращения 12.09.2017).

7. Коханая О.Е. Диалектика взаимосвязей современного театра и молодежной зрительской аудитории // Материалы научно-практической конференции. — М.: МГИК, 1987. — С. 116–118.

8. Коханая О.Е. Театр юного зрителя как специфический социокультурный институт: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — М.: МГУКИ, 1995. — 24 с.

9. Коханая О.Е. Детский и молодежный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества: монография. — М.: МГУКИ, 2008. — 257 с.

10. Коханая О.Е. Детский и молодежный театр: социокультурные функции: монография. — Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 340 с.

11. Вестник театра. — 1919. — № 44.

12. Игра. — 1918. — № 1.

13. Игра. — 1918. — № 2.

14. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Предисл. Е.И. Замятина: В 2 т. — Л.: Искусство, 1991. — Т. 2. — 303 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.teatr-lib.ru/Library/Annenkov/daybook_2/ (дата обращения 12.09.2017).

15. Известия. — 1920. — 3 июля.

16. Новицкий П.И. О театре для детей // Вестник театра. — 1921. — № 87–88.

17. Шпет Л.Г. Советский театр для детей. — М.,1971. — 240 с.

18. Паскар Г. О детском театре // Вестник театра. — 1920. — № 52.

19. Сац Н., Розанов С. Театр для детей. — Л.,1925. — 139 с.

20. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — Т. 1. — М., 1954. — 304 с.

21. Смеюха В.В. Общественно-политическая проблематика в женских журналах начала XX в. // Наука в современном мире. Материалы V Международной научно-практической конференции. — М., 2011. — С. 45–48.

22. Зрелища. — 1923, декабрь. — № 67.

23. Рошаль Г. О молодом театре // Педагогический театр. — 1925. — № 1.

24. Педагогический театр. — 1925. — № 1.

25. Сац Н. Наш путь. Московский театр для детей и его зрители. — М.,1932. — 160 с.

26. Ильинский И.М. Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 4. — С. 3–8.

27. Головин Ю.А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики: монография. — М.: МГУКИ, 2010. — 272 с.

Девяносто лет назад в культурной жизни Москвы, да и в целом в постреволюционной России произошло событие, на которое в тот момент мало кто обратил внимание. Но со временем, особенно в период так называемого застоя, когда в сознании советских граждан появилась некая идейная расслабленность, сомнения в осуществимости идей справедливости и быстрого построения коммунизма, а затем в эпоху плюрализма, когда произошло фактически разрушение традиционных морально-этических норм и ценностей, начался затянувшийся на четверть века период поиска и создания новых правил поведения и взаимоотношений в детских и молодежных коллективах, семье, школе, то есть как минимум дважды в России за минувший век это культурное явление очень точно отразило состояние общества и вписалось в контекст современной эпохи. Я имею в виду появившийся в 1927 г. ТРАМ (Театр рабочей молодежи), переименованный в 1938 г. по предложению главного режиссера театра, замечательного советского актера и режиссера И.Н. Берсенева в Театр имени Ленинского комсомола, широко известный ныне всем в нашей многонациональной стране и за ее пределами. «Ленком» не одно десятилетие является одним из ярчайших брендов театральной жизни Москвы. Илья Яковлевич Судаков, Иван Николаевич Берсенев, Анатолий Васильевич Эфрос и, наконец, Марк Александрович Захаров в качестве главных режиссеров ТРАМа, затем Ленкома вписали прекрасные страницы в историю советского, позже российского театра.

В 20-е гг. прошлого века ТРАМ создали молодые рабочие и служащие столицы, став его первыми актерами, драматургами, режиссерами. Острая политическая злободневность, яркая сценическая форма, обаяние и энергия молодости завоевали популярность среди московских зрителей, прежде всего молодых… Почти через полвека, в 1973 г., с приходом нового главного режиссера Марка Захарова театр вновь стал ориентироваться прежде всего на молодого зрителя. Эстетическая программа, которую провозгласил режиссер в первый же год своей работы в Ленкоме, которой он придерживается и ныне, уже 44 года, «включает в себя пристальное исследование процесса становления личности молодого человека, его взаимоотношений с окружающим миром. Уже в первых спектаклях… появились молодые герои, дерзко и смело разрушающие привычные жизненные стереотипы обывателя» [1. С. 164–167] — это «Автоград ХХI» Юрия Визбора и Марка Захарова, «Тиль» Григория Горина. Герой Тиль Уленшпигель в исполнении Николая Караченцова, наделенный чертами современного молодого бунтаря, был близок и понятен молодому зрителю. Последовавшие за ними постановки «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «“Юнона” и “Авось”» покорили сердца прежде всего молодых зрителей, стали вехами в истории советского театра. Горячо любимы зрителями актеры труппы Ленкома: Александр Абдулов, Николай Караченцов, Евгений Леонов, Олег Янковский, Александр Збруев, Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Ирина Алферова, Виктор Проскурин, Елена Шанина, Дмитрий Певцов и многие другие.

Для Цитирования:
Коханая Ольга Евгеньевна, Феномены отечественной культуры. Вопросы культурологии. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: