По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.141

Раздельное мышление как источник правовых обычаев в России

Агошков Андрей Валерьевич НП «Издательский дом «Панорама», Россия, 127015, Москва, Бумажный проезд, 14, стр. 2. E-mail: meteor70@yandex.ru

Автор обращается к теме правового обычая как источника отечественного права. Анализ содержания понятия «правовой обычай» подтверждает предположение о его значительной роли в российской правовой культуре. Предлагается считать таковыми «отложенную демократию», или «царизм». Сделан вывод, что причиной существования этих обычаев является раздельное мышление, или двоемыслие.

Статья поступила 10.11.2018 г.

Литература:

1. Альтман Ю.И. Двоемыслие как рассогласование ценностных ориентаций: интегративно-психологический подход // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. — 2015. — № 5 (49). — С. 599–607.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1994. — 224 с.

3. Бурлина Е.Я. Хронотип двоемыслия: бункер Сталина на улице Шостаковича // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2014. — С. 77–81.

4. Джимбинова И.Е. Парламентские обычаи: теоретическая база и перспективы исследования // Право и современные государства. — 2015. — № 1. — С. 42–48.

5. Зорькин В. Буква и дух конституции // Российская газета. — 09.10.2018. — Федеральный выпуск № 7689 (226).

6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения 01.09.2018).

7. Левада Ю. Человек лукавый: двоемыслие по-российски // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2000. — № 1 (45), январь– февраль. — С. 19–27.

8. Ленин В.И. К деревенской бедноте // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1967–75. — Т. 7.

9. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — М.: Класс, 1998. — 480 с.

10. Маркова-Мурашова С.А., Михайленко Н.М. Правовой обычай как социокультурный феномен // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — Вып. 3. — Ч. II. — С. 24–32.

11. Отт Г.Л. Европейский союз и его региональные языки и языки меньшинств // La Documentation française, 25 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/pages-europe/pe000086-l-union-europeenne-etses-langues-regionales-et-minoritaires-par-herta-luise-ott (дата обращения 17.08.2018).

12. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 1907. — Т. 1. — 308 с.

13. Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. С.Н. Бабурина. — М.: Норма, 2003. — 620 с.

14. Румянцев О.Г. [и др.]/ 20-летие Конституции Российской Федерации: уроки истории, перспективы развития // Журнал конституционного правосудия. — 2014. — № 2 (38). — С. 10–21.

15. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1248/p.3/index.html (дата обращения 01.09.2018).

16. Смирнова Ж.Г. Влияние географического положения и климатических особенностей на национальный характер русских // Вестник славянских культур. — 2008. — С. 137–141.

17. Смирнова М.Г. Правовой обычай в системе источников российского права // Ленинградский юридический журнал. — 2007. — Март. — С. 34–54.

18. Тишков В.А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология. Закон и жизнь. — М.: Стратегия, 2000. — С. 7–14.

19. Трофимов Я.В., Краснов С.Ю. Законодательное определение обычая не позволяет считать его источником гражданского права России (к постановке проблемы) // Вестник Волгоградского государственного университета. — Серия 5: Юриспруденция. — 2012. — № 2 (17). — С. 148–153.

20. Ханукаев Ю.Э. Обычай как источник российского права // Вестник Самарской гуманитарной академии. — Серия: Право. — 2015.— № 1–2 (17).— С. 71–74.

Правовой обычай — явление, мало изученное в современном отечественном обществознании. Признавая обычай одним из своих источников, российская правовая система ставит его в конец иерархии «закон — иные нормативные акты — нормативный договор — обычай». (Это свойственно и для ряда других правовых систем, например романо-германской.) Данная ситуация сложилась в ХХ в., когда под лозунгом борьбы с пережитками феодального и буржуазного права правовые обычаи были фактически вытеснены, заменены позитивным правом.

Вместе с тем в последние 10–20 лет интерес к правовым обычаям несколько вырос. Отчасти это связано с возросшим вниманием к условиям существования этнокультурных и этноконфессиональных групп и сообществ, требованием соблюдать принципы множественности и разнообразия культур в современном обществе. Данная ситуация также характерна как для России, так и для Западной Европы. Например, европейские власти принуждают государства — члены ЕС лучше учитывать свои региональные языки и языки меньшинств; с этой целью в 1992 г. была принята Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств, отношение к которой не всегда однозначно, но которая уже имеет ряд правовых последствий: «В целях поощрения использования этих языков в правовой, административной, экономической и культурной жизни, не конкурируя с использованием официальных языков, данная Хартия предусматривает длительный ряд действий, наиболее заметными из которых являются: признание двуязычных школ и топографических обозначений на двух (если не больше) языках»1 . Очевидно, что распространение этого влияния на административную деятельность или деловой оборот чревато серьезными бюрократическими издержками, поэтому европейские законодатели и предусмотрели «длительный ряд действий», о котором пишет Г.Л. Отт.

Также последние 20 лет охарактеризовались исследованиями междисциплинарного характера, объектом которых являются правовые отношения, в контексте национально-культурного «ландшафта». Их обозначают как юридическую антропологию2, или нормативную этнографию. Почему в таком случае невозможна «нормативная культурология»? Конечно, это напоминает тавтологию, ибо наука о культуре и занимается исследованием социальных норм. Будем считать, что в данном случае речь идет о той части норм, которая санкционирована в том или ином виде государством.

Для Цитирования:
Агошков Андрей Валерьевич, Раздельное мышление как источник правовых обычаев в России. Вопросы культурологии. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: