По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.543

Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования

Клячко Татьяна Львовна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru
Токарева Галина Световна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru

В докладе, положенном в основу данной статьи, строится система прогнозов бюджетного финансирования системы образования и ее уровней, а также задач, которые должны решаться в данной сфере. Представлены три сценария развития образования до 2024 г., определены последствия и риски их реализации. Показано, что основными бенефициарами в получении бюджетных средств в прогнозном периоде являются дошкольное и общее образование. Среднее профессиональное образование проигрывает в бюджетном финансировании практически во всех вариантах прогноза. Что касается рисков развития системы образования, то они прежде всего связаны с недофинансированием программ повышения квалификации педагогических работников.

Статья поступила 12.04.2018 г.

Реализация сценариев 1–3 при постепенном росте доли в ВВП бюджетных расходов на образование до 4%. Далее рассматриваются последствия реализации рассматриваемых сценариев, когда бюджетные расходы на образование к концу рассматриваемого периода достигают 4% ВВП. С самого начала понятно, что в этом случае система образования будет развиваться в более благоприятных условиях, в целом получая больше необходимых ей ресурсов. В принципе, в рамках этого варианта (а тем более вариантов, когда доля расходов на образование в ВВП возрастает до 4,4% и даже до 4,6%) могут создаться возможности, когда, несмотря на снижение доли бюджетных расходов на какой-то уровень образования, он будет неплохо развиваться просто за счет роста абсолютных объемов финансовых ресурсов, поступающих в образовательные организации (особенно если контингенты учащихся/студентов в силу демографических причин в прогнозном периоде уменьшатся). В этих условиях может возникнуть искус сокращения расходов на образование, если конечные цели развития того или иного его уровня плохо артикулированы в общественном сознании.

В таблице 11 представлены объемы бюджетного финансирования каждого уровня образования в ситуации, когда наблюдается рост доли в ВВП бюджетных расходов на образование с 3,6% в 2016–2017 гг. до 4% в 2024 г.

В рамках данного сценария бюджетные расходы на дошкольное образование за рассматриваемый период возрастет на 38%, а на общее образование — на 36%. Вместе с тем бюджетные расходы на среднее профессиональное и высшее образование увеличиваются только на 19 и 20% соответственно. При этом даже при росте в 20% бюджетные расходы на высшее образование в абсолютной их величине в 2024 г. будут всего на 4,1% ниже по сравнению со сценарием 3, когда расходы на ВО растут приоритетно, при этом доля бюджетных расходов на образование составят 3,6% ВВП.

Кроме роста на 38% бюджетных расходов на дошкольное образование, на 38% вырастут также бюджетные расходы на «Прикладные научные исследования в области образования», составив тем не менее всего 16 млрд руб.

Для Цитирования:
Клячко Татьяна Львовна, Токарева Галина Световна, Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования. Вопросы культурологии. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: