1 апреля 1929 г. вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором были определены первоочередные задачи культурно-просветительной работы профсоюзов: «широко обслуживать непосредственные запросы и нужды рабочих масс, создавая культурно-бытовые условия для обеспечения всестороннего развития рабочих и организуя для них культурный отдых и развлечения» [1. С. 424]. Основной задачей становилась политизированность всех сторон жизни и формирование системы тотального контроля власти над обществом. Культура отдыха советских граждан признавалась невысокой, поэтому было необходимо организовывать досуг так, чтобы он сочетал в себе рекреационную и воспитательные функции. Использовавшиеся ранее традиционные народные гуляния и массовые действа для организованного досуга населения более не соответствовали задачам идеологического воспитания и контроля, следовательно, нужны были новые формы. Они должны были стать универсальными и массовыми, что и предлагалось воплотить в создаваемых во многих городах России «парках культуры и отдыха». В советской прессе парки культуры и отдыха получили наименование «комбинатов культурно-политической работы» [2. С. 9]. Их определяли производственно-воспитательными категориями, называя «культурными комбинатами», «фабрикой переделки сознания», «школой выходного дня», «зеленым университетом», «клубом на открытом воздухе», «пропагандистом нового быта», «рассадниками социалистической культуры». Изменилось и само понятие отдыха.
В 1930-е гг. в составе работ по социалистической реконструкции Ленинграда создавался уникальный кластер, для которого была отведена территория трех островов: Крестовского, Каменного и Елагина, позднее объединенных общим названием «Кировские острова». Предлагалось вести развитие этих островов по трем основным направлениям: жилищному; спортивно-оздоровительному и массово-развлекательному; инфраструктурному.
3 декабря 1931 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР принято решение о создании Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) на Елагином и Крестовском островах. В 1932 г. в систему этого кластера был включен и Каменный остров. Каждому из островов была намечена своя особая функция; наименее освоенному Крестовскому острову отводилась роль центра активного творческого отдыха — физкультуры, спорта, массовых народных праздников [3. С. 87, 88]. Каменный остров (остров Трудящихся) должен был стать зоной лечения и отдыха, Елагин — отводился только под Центральный парк культуры и отдыха. После гибели Сергея Мироновича Кирова (главы исполнительного комитета Ленинградского Совета) в 1934 г. Крестовский, Елагин и Каменный острова переименовываются в Кировские, а Центральному парку культуры и отдыха присваивается имя С.М. Кирова.