В августе 2019 года президент Российского университета транспорта (МИИТ), президент Ассоциации вузов транспорта, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации за 2003 год в области науки и техники, лауреат премии Правительства Российской Федерации за 2010 год в области образования, доктор философских наук, профессор Борис Алексеевич Лёвин отметил 70-летие. О перспективах развития транспортного образования и науки он рассказывает в интервью нашему журналу.
Статья посвящена отрасли науковедения — наукометрии. Представлен генезис наукометрии, обозначена ее роль в оценке реализации научного потенциала в условиях возрастания информационных потоков, развития науки и современного образования. Изложены существующие методы наукометрических исследований и наукометрические показатели, применяемые в мировой практике для оценки эффективности научной деятельности. Обоснована значимость проведения наукометрических исследований, дана сущность методологии оценивания их результативности.
В статье рассматривается использование модели смешанного обучения с применением синергетического подхода. Показано влияние на формирование информационной культуры участников смешанного обучения; приводится обобщенная модель смешанного обучения; отмечаются важность и положительные характеристики системы электронного обучения Moodle; обращается внимание на визуальное, системное сжатие информации с использованием интеллект-карт; рассматривается метод ограниченного хаоса.
В статье рассматриваются проблемы использования информационных технологий в образовании на современном этапе развития общества. Автор рассматривает дидактические принципы, отражаемые в работах русского педагога К.Д. Ушинского, и осмысливает их применение в работе со студентами в рамках курса по информационным технологиям, приводя примеры того, как эти принципы реализуются в практике преподавания. Особый интерес представляют материалы, связанные с использованием мультимедийных средств в образовательном процессе.
Показано, что синергетика выступает как междисциплинарная область знания, связанная как с естественно-научным, так и с гуманитарным подходом. Одним из оригинальных мыслителей современности, применившим методологию синергетики для описания исторических процессов, является М.С. Каган. В статье рассматриваются взгляды ученого на историю и показана философия истории, опирающаяся на принцип эмерджентности. Автор оценивает как продуктивный подход к трактовке общественных процессов не в рамках логики классического детерминизма с его опорой на причинно-следственные связи, а в рамках логики синергетической с ее принятием принципиальной возможности внезапных изменений и флуктуаций.
В статье рассматривается отечественная система музыкального образования, ее достоинства и недостатки, показано, что в процессе формирования музыканта важным компонентом педагогической деятельности является способность преподавателя ориентировать обучающегося на внимательное слушание, на музыкальность воспроизведения. Особое внимание автор уделяет такому компоненту музыкального развития, как создание ситуации успеха, которая становится точкой роста новых компетенций и профессиональных умений.
Автор акцентирует технологическую сторону профессии телережиссера — умение композиционного построения кадра. В статье рассматриваются элементы композиции, принципы построения кадра, основанные на правиле золотого сечения и третей, анализируется градация деления кадров по масштабу на общие, средние, крупные и сверхкрупные. Материал статьи может быть полезен в качестве методического материала по направлениям подготовки, связанным с телеискусством.
В статье рассматриваются формы организации самостоятельной работы студентов-историков III курса Петрозаводского государственного университета по дисциплине «История мировой культуры: история культуры Востока». Раскрыто значение выполнения творческого задания на тему «Художественная литература как искусство слова» и выступления на практическом занятии по теме «Тонкости восточного театра» для формирования способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Материалы статьи могут быть использованы в качестве методических материалов по подготовке к дисциплинам, связанным с историей культуры.
Статья посвящена проблеме глобальных вызовов человечеству, связанных с развитием искусственного интеллекта. Угроза со стороны искусственного интеллекта на наших глазах перестает быть прерогативой научно-фантастических произведений. Компьютеры в области кибернетического разума зашли настолько далеко, что можно говорить об интеграции устройств, обладающих искусственным интеллектом, в реалии нашей действительности. Возникают прецеденты, заставляющие задуматься об угрозах, которые могут представлять кибернетические устройства для человеческой цивилизации. В этих условиях необходимо заново переосмыслить сущность человека, что человек может противопоставить качественно новому виду существ, стремительно входящему в социальную реальность.
Фестиваль науки проводится в России с 2006 года. Инициатором первого фестиваля стал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Уже в 2011 году фестиваль получил статус всероссийского и стал проводиться под эгидой Министерства образования и науки РФ. Цель фестиваля — популяризация науки, рассказ о научных открытиях, о судьбе ученых, о перспективах современной науки. В 2019 году в соответствии с объявлением Генеральной ассамблеей ООН 2019 года Международным годом Периодической таблицы химических элементов, открытой 150 лет назад, Всероссийский фестиваль NAUKA 0+ посвящен этому событию.