По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.87

Система музыкального образования в России: история и перспективы развития

Шеремет Сергей Владимирович доцент кафедры вокального искусства, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», заслуженный артист Украины Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: ssheremet@mosgu.ru
Давитиашвили Русудана Мамуковна выпускница кафедры вокального искусства, АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: vokal@mosgu.ru

В статье рассматривается отечественная система музыкального образования, ее достоинства и недостатки, показано, что в процессе формирования музыканта важным компонентом педагогической деятельности является способность преподавателя ориентировать обучающегося на внимательное слушание, на музыкальность воспроизведения. Особое внимание автор уделяет такому компоненту музыкального развития, как создание ситуации успеха, которая становится точкой роста новых компетенций и профессиональных умений.

Литература:

1. Бородина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: Учебник для вузов. — М., 2017.

2. Грохотов С. От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Вып. 1 / С. Грохотов. — М.: Классика-XXI, 2018. — 173 c.

3. Кабалевский Д.Б. О перестройке — с оптимизмом, но без прикрас // Коммунист. — 1986. — № 1. — С. 14.

4. Стулов И.Х. Хоровой класс. Отношение к обучению / И.Х. Стулов. — М.: Прометей, 2017. — 140 c.

5. Уткин Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта / Б.И. Уткин. — М.: Музыка, 2015. — 113 c.

6. Федорович Е. История музыкального образования. — М., 2014.

7. Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX–XX века). — М., 2014.

8. Федорович Е. Основы психологии музыкального образования. — М., 2014.

9. Федорович Е. Русская пианистическая школа как педагогический феномен. — М., 2014.

В Советском Союзе в процессе развития системы музыкального образования сложилась ее многоступенчатая структура. На самых ранних этапах становления этой системы, в период реформы 1917–1925 годов, разницы в знаниях у поступающих в школу и в консерваторию почти не было. Отбор происходил так: если обучающийся талантлив, то он поступал в консерваторию, менее талантлив — в училище, абитуриенты без особых талантов могли рассчитывать только на музыкальную школу [7].

К середине XX века сформировалась современная система музыкального профессионального образования. Сначала — музыкальная школа с обучением пять или семь лет. Затем — музыкальное училище. И только после этого можно было говорить о высшем учебном заведении, преимущественно консерватории. Цель большинства музыкальных школ, а особенно центральных музыкальных школ (ЦМШ), — воспитание музыкантов-исполнителей высокого класса, чье профессиональное образование сочеталось бы со всесторонним общим интеллектуальным, художественным и духовным развитием. На сегодняшний день в ЦМШ созданы все необходимые условия для полноценного формирования обучающихся, которые имеют возможность добиваться высоких творческих результатов и впоследствии поступать практически в любые музыкальные вузы России и зарубежных стран [6].

К средней ступени профессионального образования относятся музыкальные училища, где обучаются четыре года. Они готовят музыкантов-профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров и теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских музыкальных школах. Музыкально-педагогические училища выпускают преподавателей музыки для работы в музыкальных школах и даже детских садах. При некоторых консерваториях и институтах ранее были организованы школы-десятилетки, которые готовили учащихся непосредственно к поступлению в вузы. Здесь учащиеся проходили курс общеобразовательных дисциплин, получали начальное и среднее музыкальное образование.

Высшая ступень включает консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств. Обучение в них рассчитано на пять лет. Здесь готовят специалистов высшей квалификации — композиторов, инструменталистов, певцов, симфонических, оперных и хоровых дирижеров, музыковедов и режиссеров музыкальных театров. Высшей ступенью также являются музыкально-педагогические факультеты в педагогических институтах. Здесь обучаются будущие преподаватели музыки — специалисты высокой квалификации. В большинстве училищ и вузов есть вечернее и заочное отделения. При многих вузах организована аспирантура (с трехлетним обучением на очном и четырехлетним обучением на заочном отделении). Она предназначена для подготовки научных работников и педагогов по истории и теории музыки и исполнительского искусства, музыкальной эстетике, методике преподавания музыкальных дисциплин. Подготовка педагогов-исполнителей и педагогов-композиторов для музыкальных вузов проводится в организованной при ведущих консерваториях и институтах ассистентуре-стажировке (очный курс обучения — два года, заочный — три года). Распространение получили курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ, училищ и вузов при авторитетных средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Сложившаяся в советское время система музыкального воспитания и образования имела как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. При внешней сбалансированности и упорядоченности всей структуры между учебными заведениями различных уровней не было слитности и единства. Детские музыкальные школы, училища, высшие музыкальные заведения существовали сами по себе, вне какой-либо взаимосвязи между собой. Поэтому не всегда самым лучшим образом отбирались кадры при переходе обучающихся музыкантов с одной ступени на другую, более высокую. Иное дело, когда музыкальная школа, училище, вуз представляют собой единый музыкально-образовательный комплекс, в котором преподаватели могут в течение продолжительного времени наблюдать за обучающимися, изучать их сильные и слабые стороны, постигать их подлинные возможности и точнее определять их профессиональные перспективы.

Другим наиболее распространенным недостатком советского музыкального образования было дублирование музыкального материала. Учащиеся сначала в школе, потом в училище и вузе проходили одни и те же явления, феномены, закономерности мировой культуры. Возникла необходимость в изменении учебно-образовательных программ по различным музыкально-теоретическим дисциплинам.

Музыкальные умения и навыки, которые должны присутствовать у профессиональных музыкантов, формируются на всех ступенях обучения музыке. В первую очередь это слушание музыки. Обучающийся должен уметь интонировать мелодии, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения, уметь описать свое внутреннее состояние души после прослушивания музыки, свои переживания и мысли, которые родились после прослушивания музыкального произведения [5].

Второе, к чему должен стремиться профессиональный музыкант любого уровня, — это умение исполнить музыкальное произведение на музыкальном инструменте либо пропеть вокально. Это определяется спецификой того или иного вида исполнительства и направлено на воспроизведение и интерпретацию музыкального произведения.

Следующее, что должен уметь музыкант профессионального обучения, — это умение хоть немного импровизировать по ритму, по нотной составляющей, также быть психологически устойчивым для выступления на сцене, не бояться трудностей и иметь терпение.

Успех в обучении — это единственный источник внутренних сил воспитанника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Успех — понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку [2]. С социально-психологической точки зрения это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно ни было, всегда окружен системой так называемых экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды, и этого же ждут от него другие.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит человек, но суть успеха не меняется. В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики преподавателя. Успех — категория не абстрактная. Радость успеха младшего дошкольника отличается от радости подростка. Младший дошкольник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может обнаружить источник своей тревоги, не всегда адекватно оценивает его. В основе ожидания успеха — стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «я», свою позицию, сделать заявку на будущее. Задача преподавателя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Обучающиеся могут применять полученные знания и практический опыт не только в домашнем музицировании, но и в оформлении школьных и городских мероприятий и праздников [1]. Педагог активно содействует повышению уровня музыкального и эстетического вкуса воспитанников, организуя посещение концертов, музыкальных спектаклей, а также поощряя концертные выступления обучающихся, их участие в разных коллективах музыкальной самодеятельности. Данная практика постепенно становится действенным стимулом творческого самосовершенствования воспитанников.

Без ощущения успеха у обучающегося пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабую саморегуляцию и др. Поэтому педагогически оправданно создание для дошкольника ситуации успеха — субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной работы. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий обучающемуся справиться с поставленной перед ним задачей.

Музыкальная культура имеет свое активное развитие. Каждый этап музыкального образования является синтезом для формирования тех или иных компонентов музыкальной культуры. На каждом возрастном этапе школа ставит определенную цель, которая отражает доминирующую тенденцию в музыкальном развитии личности.

К компонентам музыкального воспитания можно отнести музыкальную грамотность обучающегося и его опыт исполнения на сцене. Музыкальный опыт говорит о принадлежности обучающегося к традициям и исполнительской школе, характеризует его интересы, увлечения, опыт восприятия музыки и ее исполнения, свидетельствует об ориентации в ценностях классического музыкального наследия прошлого и в современной окружающей музыкальной среде [4]. Навыки музыкальной грамотности связаны с качеством восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живой организм, как образное искусство. Особое чувствование музыки, позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, — это один из его компонентов.

Творческое развитие обучающегося — это еще один из компонентов музыкального образования. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Наличие способности распознавать на слух мелодии и их авторов свидетельствует о достаточно высоком уровне развития музыкальной культуры, ибо такая способность возможна только при остром «музыкальном чутье», при ощущении стилистических особенностей музыки, при хорошей образованности. Конечно, она развивается только тогда, когда занятия музыкой ведутся систематично и полноценно на протяжении многих лет. Кстати, некоторые преподаватели музыки до сих пор используют на уроках эту методику, применявшуюся еще Д.Б. Кабалевским. Ее отличие от простого урочного задания в том, что она проводится как исследовательская методика во внеурочное время, с небольшим количеством обучающихся, и педагог-экспериментатор, беседуя с каждым в отдельности, тщательно выясняет аргументированность выбора школьником того или иного автора [3, с. 14].

В процессе музыкальной подготовки важны методы музыкального образования. Это общепедагогические методы исследования: наблюдение, опросные методы, а также педагогический эксперимент. Метод наблюдения подразумевает, согласно установкам общей педагогики, либо непосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов музыкального воспитания школьников, либо опосредованное восприятие по определенным показателям. Вести наблюдение можно либо с нейтральной позиции, либо с позиции руководителя педагогического процесса. И в том, и в другом случае материалы наблюдения должны фиксироваться в протоколах путем аудиозаписи. Условиями проведения такого исследования являются длительность, систематичность, объективность и массовость.

Также существуют другие опросные методы, позволяющие обнаружить не только внешние проявления педагогических факторов, но и внутренние процессы. К опросным методам относятся беседа, анкетирование, тестирование и интервьюирование. Одним из основных методов исследования в музыкальном образовании является педагогический эксперимент — опытная проверка гипотезы. Согласно общепедагогическим установкам различают следующие этапы эксперимента: констатирующий — выявление фактического состояния исследуемого объекта, проверочный — апробация гипотезы, созданной в процессе осмысления проблемы, формирующий — конструирование нового педагогического явления. Этими методами пользуются в рамках как общего, так и профессионального музыкального образования [9].

Художественно-эстетическое образование является связующим звеном между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека, обеспечивает формирование базовых компетентностей (общекультурных, художественно-познавательных, художественно-коммуникативных), формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Важную роль во всей этой деятельности играют эмоционально-чувствительная сфера и творческая активность личности, развитие которой непосредственно связано с занятиями искусством. В этом проявляется схожесть общеобразовательной школы и музыкальной.

Основными задачами современного школьного музыкального образования в общеобразовательной и музыкальной школе являются:

• развитие сознания, музыкального мышления;

• обогащение эмоциональной сферы обучающихся;

• развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности;

• комплексный подход в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;

• внедрение новых образовательных технологий;

• инновационный подход к работе;

• использование принципов художественной дидактики;

• современные методы музыкального воспитания.

Занятия музыкой — это творческие занятия, они не должны быть перегружены только теорией, их результатом должны стать изменения в самом обучающемся. Во все времена музыку как мощную психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только «вкусы», но и устойчивое нежелание молодежи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней школе, что может составить альтернативу экспансии массовой субкультуры.

Занятия музыкой нацеливают преподавателя на формирование у воспитанников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема «внешнего» и «внутреннего» в искусстве ведения занятия музыкой. Одно дело, если такое занятие — лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям обучающихся. Другое дело, если это особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема «внешнего» и «внутреннего» на занятиях музыкой есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки. Изучая музыку на таких уроках, обучающиеся должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка — это сама жизнь.

Преподаватель музыки не должен стремиться строить уроки по образцу других предметов, это приведет к снижению эмоциональности занятий. Уроки музыки, как правило, нестандартны, они не шаблонны, каждый раз преподаватель должен придумывать все новые методы обучения, заинтересовывать обучающихся. В музыкальной школе он может предложить выйти на конкурс, подготовиться к концерту или выучить произведение, чтобы исполнить его на сцене.

Важной задачей воспитания духовной культуры обучающихся является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет установить близкую связь искусства с жизнью, с историей страны, народа, способствует нравственному развитию молодого поколения.

Познание красоты музыки без эмоционального личного, внутреннего переживания может быть не принято обучающимися. Обязательно нужно развивать чувство прекрасного, нужно делать это не только путем объяснения, но и создавать метод активного наблюдения, переживания [8]. Комплексное освоение искусства развивает фантазию, воображение, артистичность, интеллект, а значит, и формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Значит, искусство, постигаемое во всем многообразии его видов, содержит в себе программу духовного развития человека, которое в дальнейшем поможет ему для гармоничного существования.

Глубоко чувствовать и ясно мыслить с помощью искусства значит уметь познать самого себя, научиться понимать других людей, познать сущность бытия, обогатить свой духовный мир.

НОВОСТИ

ЗАЩИТА КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ МОЖЕТ СТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ

В итоговую аттестацию программ аспирантуры предлагают включить обязательную защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Такие поправки подготовлены Правительством России, затем планируется их рассмотрение президентским Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документом предлагается установить, что государственная итоговая аттестация аспирантов будет заменена на итоговую аттестацию с последующей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. При этом для обучающихся будут сохранены все академические права, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу. Для того чтобы защитить диссертацию в России, следует пройти несколько этапов. Вначале такую работу рассматривают в диссертационном совете в вузе или научном учреждении. При этом докторская диссертация должна быть дополнительно рассмотрена в экспертном совете Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки. Затем окончательное решение закрепляется приказом министерства после рассмотрения вопроса президиумом ВАК.

Yandex.ru. — URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2F www.pnp.ru%2Fsocial%2Fzashhita-kandidatskoy-dissertacii-dlyaaspirantov-mozhet-stat-obyazatelnoy.html

Язык статьи:
Действия с выбранными: