По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.87

Система музыкального образования в России: история и перспективы развития

Шеремет Сергей Владимирович доцент кафедры вокального искусства, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», заслуженный артист Украины Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: ssheremet@mosgu.ru
Давитиашвили Русудана Мамуковна выпускница кафедры вокального искусства, АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: vokal@mosgu.ru

В статье рассматривается отечественная система музыкального образования, ее достоинства и недостатки, показано, что в процессе формирования музыканта важным компонентом педагогической деятельности является способность преподавателя ориентировать обучающегося на внимательное слушание, на музыкальность воспроизведения. Особое внимание автор уделяет такому компоненту музыкального развития, как создание ситуации успеха, которая становится точкой роста новых компетенций и профессиональных умений.

Литература:

1. Бородина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: Учебник для вузов. — М., 2017.

2. Грохотов С. От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Вып. 1 / С. Грохотов. — М.: Классика-XXI, 2018. — 173 c.

3. Кабалевский Д.Б. О перестройке — с оптимизмом, но без прикрас // Коммунист. — 1986. — № 1. — С. 14.

4. Стулов И.Х. Хоровой класс. Отношение к обучению / И.Х. Стулов. — М.: Прометей, 2017. — 140 c.

5. Уткин Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта / Б.И. Уткин. — М.: Музыка, 2015. — 113 c.

6. Федорович Е. История музыкального образования. — М., 2014.

7. Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX–XX века). — М., 2014.

8. Федорович Е. Основы психологии музыкального образования. — М., 2014.

9. Федорович Е. Русская пианистическая школа как педагогический феномен. — М., 2014.

В Советском Союзе в процессе развития системы музыкального образования сложилась ее многоступенчатая структура. На самых ранних этапах становления этой системы, в период реформы 1917–1925 годов, разницы в знаниях у поступающих в школу и в консерваторию почти не было. Отбор происходил так: если обучающийся талантлив, то он поступал в консерваторию, менее талантлив — в училище, абитуриенты без особых талантов могли рассчитывать только на музыкальную школу [7].

К середине XX века сформировалась современная система музыкального профессионального образования. Сначала — музыкальная школа с обучением пять или семь лет. Затем — музыкальное училище. И только после этого можно было говорить о высшем учебном заведении, преимущественно консерватории. Цель большинства музыкальных школ, а особенно центральных музыкальных школ (ЦМШ), — воспитание музыкантов-исполнителей высокого класса, чье профессиональное образование сочеталось бы со всесторонним общим интеллектуальным, художественным и духовным развитием. На сегодняшний день в ЦМШ созданы все необходимые условия для полноценного формирования обучающихся, которые имеют возможность добиваться высоких творческих результатов и впоследствии поступать практически в любые музыкальные вузы России и зарубежных стран [6].

К средней ступени профессионального образования относятся музыкальные училища, где обучаются четыре года. Они готовят музыкантов-профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров и теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских музыкальных школах. Музыкально-педагогические училища выпускают преподавателей музыки для работы в музыкальных школах и даже детских садах. При некоторых консерваториях и институтах ранее были организованы школы-десятилетки, которые готовили учащихся непосредственно к поступлению в вузы. Здесь учащиеся проходили курс общеобразовательных дисциплин, получали начальное и среднее музыкальное образование.

Высшая ступень включает консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств. Обучение в них рассчитано на пять лет. Здесь готовят специалистов высшей квалификации — композиторов, инструменталистов, певцов, симфонических, оперных и хоровых дирижеров, музыковедов и режиссеров музыкальных театров. Высшей ступенью также являются музыкально-педагогические факультеты в педагогических институтах. Здесь обучаются будущие преподаватели музыки — специалисты высокой квалификации. В большинстве училищ и вузов есть вечернее и заочное отделения. При многих вузах организована аспирантура (с трехлетним обучением на очном и четырехлетним обучением на заочном отделении). Она предназначена для подготовки научных работников и педагогов по истории и теории музыки и исполнительского искусства, музыкальной эстетике, методике преподавания музыкальных дисциплин. Подготовка педагогов-исполнителей и педагогов-композиторов для музыкальных вузов проводится в организованной при ведущих консерваториях и институтах ассистентуре-стажировке (очный курс обучения — два года, заочный — три года). Распространение получили курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ, училищ и вузов при авторитетных средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Для Цитирования:
Шеремет Сергей Владимирович, Давитиашвили Русудана Мамуковна, Система музыкального образования в России: история и перспективы развития. Ученый совет. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: