Наука развивается на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей, в том числе в сфере образования. Наука — сложное общественное явление, подчиняющееся в своем развитии специфическим закономерностям, без раскрытия которых невозможно дальнейшее совершенствование управления научной деятельностью. Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире, и практическую деятельность, базирующуюся на этих знаниях.
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что высокий интеллектуальный и образовательный потенциал может быть эффективным и надежным драйвером экономического роста посредством формирования научно-технических идей и разработки наукоемких технологий и продукции. Вместе с тем для перехода на научно-технологический путь развития критически важным является решение задачи подготовки в системе высшего образования достаточного количества исследовательских кадров, повышения научной квалификации преподавательского состава.
Современное науковедение рассматривается как учение об общих закономерностях развития и функционирования науки, которая является особым социальным институтом [11]. Науковедение — так называемая «наука о науке» (англ. science of science) [23]. Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, ее структуры, динамики, взаимодействия и связей с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью; междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте.
В рамках науковедения осуществляется комплексное исследование и обобщение опыта функционирования научных систем для выработки методов усиления потенциала науки и повышения эффективности научного процесса. Науковедческие дисциплины: наукометрия, история науки, философия науки, методология науки, социология науки, социология научного знания, экономика науки, психология науки, культурология науки. Актуальность данной темы определяется тем, что в современном образовании возросла роль наукометрии, которая является одной из научных дисциплин в структуре науковедения. Сегодня проблема корректного использования терминологии наукометрии выступает предметом широкого обсуждения у научного сообщества, а задача повышения терминологической грамотности ученых, информационно-библиотечных работников, преподавателей вузов приобретает особую остроту.