По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001:891

Наукометрия в контексте науковедения и современного образования

Дадалко Василий Александрович профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук, профессор Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: antikrizis1@bk.ru
Дадалко Светлана Викторовна профессор, УО ФПБ «Международный университет “МИТСО”», кандидат экономических наук, доцент Беларусь, 220099, Минск, ул. Казинца, д. 21/3, e-mail: svetarozedad@gmail.com

Статья посвящена отрасли науковедения — наукометрии. Представлен генезис наукометрии, обозначена ее роль в оценке реализации научного потенциала в условиях возрастания информационных потоков, развития науки и современного образования. Изложены существующие методы наукометрических исследований и наукометрические показатели, применяемые в мировой практике для оценки эффективности научной деятельности. Обоснована значимость проведения наукометрических исследований, дана сущность методологии оценивания их результативности.

Литература:

1. Асеев Г.Г. Соотношение различных метрических исследований в науковедении [Электронный ресурс]. — URL: www.hups.mil.gov.ua/periodicapp/article/17299/ soi_2017_1_24.pdf (дата обращения: 30.03.2018).

2. Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний. — Л.: Издво АН СССР, 1927.

3. Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1% 83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B5.

4. Дадалко В.А. Инновационные модели обучения в современном образовании: справочные материалы: Учеб. пособие. — М.: Фонд ДПО «Совет», 2017. — 386 с.

5. Дадалко С.В. Особенности формирования национальной инновационной системы / C.В. Дадалко, И.И. Вострокрылова // Наука и инновации. — Минск, 2017. — № 6. — С. 39–43.

6. Дадалко В.А. Современные подходы к реализации наукометрических исследований в научной деятельности сферы образования // Экономика и управление: проблемы и решения. — 2018. — № 12/3.

7. Добров Г.М. Наука о науке. Начала науковедения / Г.М. Добров. — Киев: Наукова думка, 1989. — 304 с.

8. Евстигнеев В.А. Наукометрические исследования в информатике [Электронный ресурс] // Infometrics.ru. — URL: http://informetrics.ru/articles/sn.php?id=66 (дата обращения: 19.03.2018).

9. Изучение научных журналов как каналов связи. Оценка вклада отдельных стран в мировой научный информационный поток / З.Б. Баринова, Р.Ф. Васильев, Ю.В. Грановский, В.В. Налимов // Научно-техническая информация. — Серия 2. — 1967. — № 12. — С. 3–11.

10. Как «КиберЛенинка» вывела Россию в лидеры открытого доступа к научным работам [Электронный ресурс]. — URL: https://te-st.ru/2015/07/30/kiberleninka (дата обращения: 20.11.2018).

11. Костенко Л.И. Библиометрический инструментарий наукометрии // Наукометрия: методология, инструменты, практическое применение: Сб. науч. ст. — Минск: Беларуская навука, 2018. — 343 с.

12. Малицкий Б. Наукометрия: новые функции и проблемы адекватности / Б. Малицкий, В. Рыбачук, А. Попович, А. Корецкий // Наука и инновации. — 2013. — № 1. — С. 11–17.

13. Минобрнауки, ФАНО и РАН сформируют постоянную систему национальной подписки к международным базам данных, доступную для всех научных и образовательных организаций [Электронный ресурс]. — URL: https://минобрнауки. рф/новости/9366 (дата обращения: 14.05.2018).

14. Минобрнауки: доля российских публикаций в WoS растет быстрее всех в мире. — Информационный портал «Индикатор.ру» [Электронный ресурс]. — 2017. — 5 июня. — URL: https://indicator.ru/news/2017/06/05/dolya-rossijskihpublikacij-v-wos/ (дата обращения: 12.08.2018).

15. Налимов В.В. Наукометрия: Изучение развития науки как информационного процесса / В.В. Налимов, З.М. Мульченко. — М.: Наука, 1969. — 192 с.

16. Налимов В.В. Количественные методы исследования процесса развития науки // Вопросы философии. — 1966. — № 12. — С. 38–47.

17. Наукометрия [Электронный ресурс] // Академик. — URL: http://science_ philosophy.academic.ru/210/Наукометрия (дата обращения: 26.03.2018).

18. Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования: [приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.09.2011 № 1953].

19. Симоненко Т.В. Наукометрия: объект, предмет, методология // Наукометрия: методология, инструменты, практическое применение: Сб. науч. ст. — Минск: Беларуская навука, 2018. — 343 с.

20. Соотношение понятий «наукометрия» и «библиометрия» в структуре науковедения [Электронный ресурс]. — URL: https://cnb.uran.ru (дата обращения: 27.11.2018).

21. Хайтун С.Д. Наукометрия. Состояние и перспективы / С.Д. Хайтун. — М.: Наука, 1983. — С. 13.

22. Garfi eld E. [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.garfi eld.library. upenn.edu/ (date of access 20.09.2018).

23. San Francisco Declaration on Research Assessment [Electronic resource]. — Mode of: http://www.ascb.org/dora/ (date of access 25.10.2018).

Наука развивается на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей, в том числе в сфере образования. Наука — сложное общественное явление, подчиняющееся в своем развитии специфическим закономерностям, без раскрытия которых невозможно дальнейшее совершенствование управления научной деятельностью. Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире, и практическую деятельность, базирующуюся на этих знаниях.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что высокий интеллектуальный и образовательный потенциал может быть эффективным и надежным драйвером экономического роста посредством формирования научно-технических идей и разработки наукоемких технологий и продукции. Вместе с тем для перехода на научно-технологический путь развития критически важным является решение задачи подготовки в системе высшего образования достаточного количества исследовательских кадров, повышения научной квалификации преподавательского состава.

Современное науковедение рассматривается как учение об общих закономерностях развития и функционирования науки, которая является особым социальным институтом [11]. Науковедение — так называемая «наука о науке» (англ. science of science) [23]. Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, ее структуры, динамики, взаимодействия и связей с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью; междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте.

В рамках науковедения осуществляется комплексное исследование и обобщение опыта функционирования научных систем для выработки методов усиления потенциала науки и повышения эффективности научного процесса. Науковедческие дисциплины: наукометрия, история науки, философия науки, методология науки, социология науки, социология научного знания, экономика науки, психология науки, культурология науки. Актуальность данной темы определяется тем, что в современном образовании возросла роль наукометрии, которая является одной из научных дисциплин в структуре науковедения. Сегодня проблема корректного использования терминологии наукометрии выступает предметом широкого обсуждения у научного сообщества, а задача повышения терминологической грамотности ученых, информационно-библиотечных работников, преподавателей вузов приобретает особую остроту.

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Дадалко Светлана Викторовна, Наукометрия в контексте науковедения и современного образования. Ученый совет. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: