Синергетическая методология была применена в границах исторического знания М.С. Каганом и может являться примером исследования множества процессов самоорганизации в социокультурной среде. Применение принципов синергетической парадигмы и системного подхода в работе «Введение в историю мировой культуры» [1] для трактовки истории культуры оказалось абсолютно инновационным, опровергающим возможность осмысления истории и в целом культурогенеза как линейных процессов, обусловленных исключительно кумулятивным накоплением информации. М.С. Каган излагает иные точки зрения на историю человечества и лишь затем, сформулировав основные положения синергетической теории, переходит к выявлению тех закономерностей развития человека и общества, которые с большей степенью верификации описываются теорией процессов развития сложных систем.
Идея М.С. Кагана о саморазвитии и самосохранении общественной жизни людей опирается на его понимание культуры как системы, обладающей совокупностью функций, обеспечивающих ее стабильное существование [2]. Выделение М.С. Каганом негэнтропийной — упорядочивающей, организующей — функции культуры привело ученого к пониманию культуры как такой системы, которая вырабатывает собственную причинность развития, не согласующуюся порой с причинностью технологической и экономической, подчиняющейся как раз законам линейности и детерминизма. При образовании новой совокупности самых различных обстоятельств или даже превращении одного незначительного фактора в значительный меняется структура всей системы культуры, складываются новые отношения между составляющими ее структуры — между функционирующими в ее границах типами культуры, между выполняемыми ими функциями, между складывающимися формами. Эту функциональную амбивалентность культуры М.С. Каган и рассматривал как ее негэнтропийность, как проявление ее организующего потенциала. Она выступала как единство стереотипно-продуктивной способности к воспроизведению и творчески порождающего характера бытия в мире, где сама деятельность может быть рассмотрена как направленная на упорядочивание мира и социального бытия, а культура в целом как раз и выступает как «антиэнтропийный» механизм.