В последнее время наблюдается широкое использование инновационной технологии смешанного обучения в сфере образования. Эта технология отражает бурное развитие современного информационного общества, для которого характерны нелинейный рост количества информации, открытость, самоорганизация и реализация синергетического принципа хаоса.
Смешанное обучение представляет собой нелинейную систему, которая сочетает очное обучение с элементами дистанционного электронного обучения, создавая положительный синергетический эффект, проявляющийся в повышении качества образования. Для усиления эффективности смешанного обучения необходимо разумно сочетать жесткий контроль с относительной свободой в сфере использования внешнего контента студентами.
Обобщенную модель смешанного обучения можно представить визуально в виде четырех кругов, взаимодействующих между собой (рис. 1). Внешний круг обозначает информационное общество с его огромными информационными ресурсами. Пересечение кругов показывает степень взаимодействия между ними. Всю систему можно рассматривать как динамическую систему с присущими ей синергетическими свойствами, такими как нелинейность, самоорганизация и открытость.
Существует ряд моделей смешанного обучения. Рассмотрим две из них. Первая — модель, которую можно обозначить как «Перевернутый класс», где короткие учебные видеоролики или презентации (мини-лекции) изучаются самостоятельно в домашних условиях, а затем полученные знания закрепляются интерактивно в аудиториях. Преподаватель осуществляет контроль за траекторией, темпом и местом обучения студентов. Лекции могут получаться студентами и в текстовом варианте, но лекции в видеоварианте более эффективны.
Для студентов с большим навыком самообучения может применяться «Гибкая модель». В этой модели студенты наделены гораздо большей свободой. Они самостоятельно выбирают траекторию, темп и место обучения. Преподаватель выступает только в качестве консультанта и работает с маленькими группами или индивидуально.