По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372

Модель смешанного обучения в университете как синергетический фактор формирования информационной культуры

Буренин Сергей Николаевич доцент кафедры прикладной информатики, АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: bsn_moodle@mail.ru

В статье рассматривается использование модели смешанного обучения с применением синергетического подхода. Показано влияние на формирование информационной культуры участников смешанного обучения; приводится обобщенная модель смешанного обучения; отмечаются важность и положительные характеристики системы электронного обучения Moodle; обращается внимание на визуальное, системное сжатие информации с использованием интеллект-карт; рассматривается метод ограниченного хаоса.

Литература:

1. Архангельский Г.А. Организация времени. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

2. Буренин С.Н. Некоторые аспекты формирования синергетического мышления студентов // Информационные технологии в образовании, науке, технике и гуманитарной сфере: межвузовский сборник трудов. Вып. 5 / Под ред. А.Ю. Выжигина. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014.

В последнее время наблюдается широкое использование инновационной технологии смешанного обучения в сфере образования. Эта технология отражает бурное развитие современного информационного общества, для которого характерны нелинейный рост количества информации, открытость, самоорганизация и реализация синергетического принципа хаоса.

Смешанное обучение представляет собой нелинейную систему, которая сочетает очное обучение с элементами дистанционного электронного обучения, создавая положительный синергетический эффект, проявляющийся в повышении качества образования. Для усиления эффективности смешанного обучения необходимо разумно сочетать жесткий контроль с относительной свободой в сфере использования внешнего контента студентами.

Обобщенную модель смешанного обучения можно представить визуально в виде четырех кругов, взаимодействующих между собой (рис. 1). Внешний круг обозначает информационное общество с его огромными информационными ресурсами. Пересечение кругов показывает степень взаимодействия между ними. Всю систему можно рассматривать как динамическую систему с присущими ей синергетическими свойствами, такими как нелинейность, самоорганизация и открытость.

Существует ряд моделей смешанного обучения. Рассмотрим две из них. Первая — модель, которую можно обозначить как «Перевернутый класс», где короткие учебные видеоролики или презентации (мини-лекции) изучаются самостоятельно в домашних условиях, а затем полученные знания закрепляются интерактивно в аудиториях. Преподаватель осуществляет контроль за траекторией, темпом и местом обучения студентов. Лекции могут получаться студентами и в текстовом варианте, но лекции в видеоварианте более эффективны.

Для студентов с большим навыком самообучения может применяться «Гибкая модель». В этой модели студенты наделены гораздо большей свободой. Они самостоятельно выбирают траекторию, темп и место обучения. Преподаватель выступает только в качестве консультанта и работает с маленькими группами или индивидуально.

Для Цитирования:
Буренин Сергей Николаевич, Модель смешанного обучения в университете как синергетический фактор формирования информационной культуры. Ученый совет. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: