Композиция — это правильное расположение и сочетание всех элементов кадра, их совокупность, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел создателя фильма.
Знание теории композиции и умение ее использовать при построении кадра позволяют усилить воздействие на зрителя и фактически определить направление его взгляда. Задача оператора заключается в том, чтобы за минимальное время передать определенную визуальную информацию. И хотя при документальных съемках присутствие оператора может в той или иной степени повлиять на ход событий, он должен стремиться запечатлеть происходящее в форме, близкой к адекватному восприятию человеком.
Человек при повседневном общении с окружающим миром обращает внимание на то, что его интересует в данный момент времени, и упускает из вида те детали, которые хоть и присутствуют в поле зрения, но являются второстепенными и не заслуживают внимания. Хорошо выстроенная композиция лучше воспринимается зрителем — она подчеркивает те или иные способы группировки объектов, структуру и форму, которые помогают зрителю наилучшим образом «прочесть» образ. Если что-либо мешает взгляду свободно двигаться по границе кадра или в кадре имеется что-либо, намертво приковывающее взгляд зрителя, то тогда он подсознательно испытывает неудовлетворение и в худшем случае зрительское внимание может быть утрачено.
Управление композицией подразумевает, с одной стороны, возможность работать с компонентами изображения — балансом, цветовым контрастом, перспективой, пространственными и линейными характеристиками и т.п., а с другой — возможность изменять технические параметры съемки: ракурс, фокусное расстояние, освещение и экспозицию [3]. Хорошо выстроенный кадр имеет композицию, в которой нет случайных визуальных элементов. Все визуальные составляющие композиции должны быть организованы таким образом, чтобы привлекать внимание зрителя. Часто отправной точкой построения композиции является старое правило, призывающее к максимальному упрощению путем исключения лишнего. Изображение, передающее лишь самое главное, оставляет ощущение силы и чистоты.