По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.097

Медиаграмотность студентов как фактор эффективности образования: к вопросу о композиционном построении кадра в профессии телережиссера

Савостьянов Александр Иванович доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий Института массмедиа, факультета журналистики, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» Россия, 125364, Москва, пр-д Досфлота, д. 8, 75, e-mail: kotova20082009@yandex.ru

Автор акцентирует технологическую сторону профессии телережиссера — умение композиционного построения кадра. В статье рассматриваются элементы композиции, принципы построения кадра, основанные на правиле золотого сечения и третей, анализируется градация деления кадров по масштабу на общие, средние, крупные и сверхкрупные. Материал статьи может быть полезен в качестве методического материала по направлениям подготовки, связанным с телеискусством.

Литература:

1. Золотое сечение: как это работает. — URL: http://dostoyanieplaneti.ru/5412zolotoe-sechenie-kak-ehto-rabotaet.

2. Савостьянов А.И. Люди театра. Россия ХХ. Режиссеры. — М.: ВЦХТ, 2015.

3. Савостьянов А.И. Хрестоматия по режиссуре театра. — М.: ВЦХТ, 2015.

Композиция — это правильное расположение и сочетание всех элементов кадра, их совокупность, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел создателя фильма.

Знание теории композиции и умение ее использовать при построении кадра позволяют усилить воздействие на зрителя и фактически определить направление его взгляда. Задача оператора заключается в том, чтобы за минимальное время передать определенную визуальную информацию. И хотя при документальных съемках присутствие оператора может в той или иной степени повлиять на ход событий, он должен стремиться запечатлеть происходящее в форме, близкой к адекватному восприятию человеком.

Человек при повседневном общении с окружающим миром обращает внимание на то, что его интересует в данный момент времени, и упускает из вида те детали, которые хоть и присутствуют в поле зрения, но являются второстепенными и не заслуживают внимания. Хорошо выстроенная композиция лучше воспринимается зрителем — она подчеркивает те или иные способы группировки объектов, структуру и форму, которые помогают зрителю наилучшим образом «прочесть» образ. Если что-либо мешает взгляду свободно двигаться по границе кадра или в кадре имеется что-либо, намертво приковывающее взгляд зрителя, то тогда он подсознательно испытывает неудовлетворение и в худшем случае зрительское внимание может быть утрачено.

Управление композицией подразумевает, с одной стороны, возможность работать с компонентами изображения — балансом, цветовым контрастом, перспективой, пространственными и линейными характеристиками и т.п., а с другой — возможность изменять технические параметры съемки: ракурс, фокусное расстояние, освещение и экспозицию [3]. Хорошо выстроенный кадр имеет композицию, в которой нет случайных визуальных элементов. Все визуальные составляющие композиции должны быть организованы таким образом, чтобы привлекать внимание зрителя. Часто отправной точкой построения композиции является старое правило, призывающее к максимальному упрощению путем исключения лишнего. Изображение, передающее лишь самое главное, оставляет ощущение силы и чистоты.

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Медиаграмотность студентов как фактор эффективности образования: к вопросу о композиционном построении кадра в профессии телережиссера. Ученый совет. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: