Современный преподаватель часто сталкивается со стоящей перед ним проблемой, связанной с пониманием того, какие преимущества дает применение информационных технологий в образовательном процессе и какие оно имеет недостатки, так как новые образовательные технологии не всегда дают положительный результат. Поиск новых возможностей решения проблем образования, обучения и развития невозможен без осмысления уже пройденного пути. Заимствование опыта зарубежных стран не всегда оправданно — эти страны имеют свою историю, свой менталитет, историю своего образования. Поэтому необходимо изучить опыт собственно русской педагогической науки, найти в ней ответы на вызовы современности.
Классическое образование включает три составляющие: знания, методики обучения и средства организации процесса образования. Причем информационные и коммуникационные технологии усиливают потенциал всех этих компонент.
Условные направления, которые можно выделить в области информационных технологий в системе образовании, выглядят следующим образом:
• непосредственно определяющие качество обучения;
• совершенствующие методики преподавания;
• влияющие на экономические показатели образовательного процесса.
В процессе осмысления этих возможностей в сфере образования важно обратиться к наследию русского педагога К.Д. Ушинского, отметив при этом, что многие из тех задач, которые, по его мнению, должно решать образование, можно решать эффективнее, используя современные информационные средства. По мнению К.Д. Ушинского, в дидактике используются следующие принципы обучения:
• систематичность, доступность и посильность;
• сознательность и активность;
• прочность;
• народность;
• наглядность.
Еще в прошлом веке он, говоря о народности образования, выделял такой недостаток образования в России, как полагание на Европу в надежде на то, что она «уже решила этот вопрос» [7, c. 353]. При этом можно вспомнить Болонский процесс, полезность и продуктивность внедрения многих положений которого (в частности, разделения специалитета на бакалавриат и магистратуру) представляются сейчас дискуссионными. Связано это с тем, что образование — это составляющая культуры народа, и нельзя просто механически извлекать одну его часть, заменяя на другую. Народность образования также важна в условиях влияния «страха за будущую судьбу государства, при беспрестанном приливе невежественной эмиграции» [7, c. 298]. И это уже вопрос безопасности государства — не случайно российским законодательством принимаются меры, связанные среди прочего со знанием русского языка мигрантами и обучением русскому языку [1].