По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.02

Дидактика К.Д. Ушинского и реализация ее принципов на занятиях информатикой в современном вузе

Гаврилова Ольга Викторовна доцент кафедры прикладной информатики, АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: gavrilova.ov@gmail.co

В статье рассматриваются проблемы использования информационных технологий в образовании на современном этапе развития общества. Автор рассматривает дидактические принципы, отражаемые в работах русского педагога К.Д. Ушинского, и осмысливает их применение в работе со студентами в рамках курса по информационным технологиям, приводя примеры того, как эти принципы реализуются в практике преподавания. Особый интерес представляют материалы, связанные с использованием мультимедийных средств в образовательном процессе.

Литература:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Статья 15.1. Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации (введена Федеральным законом от 20.04.2014 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014)). — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_37868/443b9d69fea13cc5f1b681847cd6c139a2002c63/.

2. Гаврилова О.В. Коллаж в Adobe Photoshop как средство развития творческих способностей студента // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: XIV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 декабря 2017 года. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017.

3. Гаврилова О.В. Некоторые аспекты методологии обучения теории вероятности, математической статистике и информатике студентов гуманитарных специальностей / Сборник «Многофакторность экономической конкурентоспособности». — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2003.

5. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2014.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: ИИО РАО, 2010.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. — Т. 2 / Под ред. В.Я. Струминского. — М., 1954.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945.

9. Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой; отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015.

Современный преподаватель часто сталкивается со стоящей перед ним проблемой, связанной с пониманием того, какие преимущества дает применение информационных технологий в образовательном процессе и какие оно имеет недостатки, так как новые образовательные технологии не всегда дают положительный результат. Поиск новых возможностей решения проблем образования, обучения и развития невозможен без осмысления уже пройденного пути. Заимствование опыта зарубежных стран не всегда оправданно — эти страны имеют свою историю, свой менталитет, историю своего образования. Поэтому необходимо изучить опыт собственно русской педагогической науки, найти в ней ответы на вызовы современности.

Классическое образование включает три составляющие: знания, методики обучения и средства организации процесса образования. Причем информационные и коммуникационные технологии усиливают потенциал всех этих компонент.

Условные направления, которые можно выделить в области информационных технологий в системе образовании, выглядят следующим образом:

• непосредственно определяющие качество обучения;

• совершенствующие методики преподавания;

• влияющие на экономические показатели образовательного процесса.

В процессе осмысления этих возможностей в сфере образования важно обратиться к наследию русского педагога К.Д. Ушинского, отметив при этом, что многие из тех задач, которые, по его мнению, должно решать образование, можно решать эффективнее, используя современные информационные средства. По мнению К.Д. Ушинского, в дидактике используются следующие принципы обучения:

• систематичность, доступность и посильность;

• сознательность и активность;

• прочность;

• народность;

• наглядность.

Еще в прошлом веке он, говоря о народности образования, выделял такой недостаток образования в России, как полагание на Европу в надежде на то, что она «уже решила этот вопрос» [7, c. 353]. При этом можно вспомнить Болонский процесс, полезность и продуктивность внедрения многих положений которого (в частности, разделения специалитета на бакалавриат и магистратуру) представляются сейчас дискуссионными. Связано это с тем, что образование — это составляющая культуры народа, и нельзя просто механически извлекать одну его часть, заменяя на другую. Народность образования также важна в условиях влияния «страха за будущую судьбу государства, при беспрестанном приливе невежественной эмиграции» [7, c. 298]. И это уже вопрос безопасности государства — не случайно российским законодательством принимаются меры, связанные среди прочего со знанием русского языка мигрантами и обучением русскому языку [1].

Для Цитирования:
Гаврилова Ольга Викторовна, Дидактика К.Д. Ушинского и реализация ее принципов на занятиях информатикой в современном вузе. Ученый совет. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: