В статье показано, что российской высшей школе, как институту, обеспечивающему кадры для эффективного развития, необходима органичная, нацеленная в будущее, национально ориентированная стратегия. Молодежь особенно восприимчива к инновациям в различных сферах жизни, и потому задачи социализации нужно гармонично и ненавязчиво соотнести с традиционными ценностями. Это актуализирует проблему выбора приоритетов в деле развития образования, поскольку квалифицированные кадры, получившие высшее образование, относятся к стратегическому ресурсу, к тому «золотому запасу», который будет определять судьбу страны. Особенно большое значение имеет образовательная политика, ориентированная на сферу государственного управления, что определяет необходимость всестороннего обоснования принимаемых решений.
Автор размышляет над тем, какими качествами должно обладать современное образование, чтобы формировать соответствующие запросам времени качества — профессиональные и личностные. Особое внимание уделяется программе «Столичное образование» в той ее части, которая направлена на обеспечение доступности электронной среды всем участникам образовательного процесса. Показано, что новая технологическая реальность требует подготовки к использованию всех ее ресурсов, но также определено, что новейшие технологии не могут стать фактором формирования творческой направленности личности. В связи с этим необходимо относиться к электронной среде как к техническому средству без ее идеализации, но и без демонизации.
В статье представлен анализ концепций информационного общества и различных подходов к определению этого понятия. Авторы рассматривают информацию и утверждают: несмотря на распространенность научной позиции относительно доминирующего значения технологий в истории развития цивилизаций, не только они являются движущей силой движения исторического процесса. Здесь важными становятся факторы, объединяющие закономерности развития всех сфер общественной жизни, развития экономики, технологий и многого иного. В связи с этим показано, что технологический и философский подходы принципиальным образом различаются, представляя различную же трактовку исторических процессов — или в аспекте рассмотрения технологий как источника причинности, или в аспекте рассмотрения всей совокупности социокультурных факторов как основы телеологии.
Показано, что культура выступает как система, обладающая смыслами, отражающимися в функциях, и существующая в определенных формах. Автор показывает, что культура развивается в рамках основного противоречия «свой — чужой» и может быть представлена в границах таких же антиномичных понятий, как «текст — контекст», «форма — структура». Определено, что культура — система, действующая по своим законам, и, как любая система, она стремится к самовоспроизводству и развитию, к сохранению целостности, даже иногда в ущерб интересам отдельных индивидов. Иными словами, культура здесь рассматривается не только как модель социальной справедливости, но и как нормированная несвобода.
В статье рассматриваются особенности понимания принципа природосообразности в педагогической науке как основы формирования здорового образа жизни в современной образовательной системе. Рассматриваются дефиниции понятия «природосообразность» в отечественной и зарубежной педагогике в различных подходах, выделяются особенности его внедрения в образовательный процесс.
Статья посвящена изучению взаимодействия универсальных и этнокультурных кодов в структуре медиарекламной картины мира. В теоретико-методологическом обосновании исследования обобщены знания, представленные в работах российских и зарубежных ученых, о картиноформирующем потенциале рекламы, семиотике медийно-рекламного дискурса, особенностях функционирования рекламы в условиях полиэтничной среды. В качестве основных методов исследования в работе используются структурно-семиотический подход, функциональный анализ, деятельностный подход. В результате исследования эмпирического материала в работе устанавливаются типы универсальных и этнокультурных кодов в структуре медиарекламной картины мира.
В современном мире реклама приобрела огромный потенциал воздействия на мысли и поступки человека. Этот ресурс не всегда используется рекламистами с позиции социальной ответственности. В то же время необходимо признать, что реклама сегодня может не только выполнять функцию формирования идеологии общества потребления, но и способствовать гуманизации общества, в частности привлечению внимания к социальным проблемам, регуляции системы нравственных ценностей современного общества и формированию новых моделей поведения.
Статья посвящена сравнению двух противоположных начал средневековой праздничной культуры — церковной и народной, закономерностям их рождения и взаимодействия. Проведен сравнительный анализ отношения двух начал праздничной культуры Средних веков ко времени, свободе и к человеку. Материал может быть использован в рамках курсов «История культуры» и «Культурология» для гуманитарных направлений подготовки и специальностей.
Статья "Средневековая праздничная культура: воплощение официальной религиозной и языческой традиции. Материалы к курсам «История культуры», «Культурология»" Журнал "Ученый совет /
Academic Council"