По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009

Проблемы гуманитарного образования: выбор приоритетов

Козьякова Мария Ивановна доктор философских наук, профессор, профессор, ФГБОУ ВО «Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина», Россия, 109012, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1, 2. E-mail: markoz@yandex.ru

В статье показано, что российской высшей школе, как институту, обеспечивающему кадры для эффективного развития, необходима органичная, нацеленная в будущее, национально ориентированная стратегия. Молодежь особенно восприимчива к инновациям в различных сферах жизни, и потому задачи социализации нужно гармонично и ненавязчиво соотнести с традиционными ценностями. Это актуализирует проблему выбора приоритетов в деле развития образования, поскольку квалифицированные кадры, получившие высшее образование, относятся к стратегическому ресурсу, к тому «золотому запасу», который будет определять судьбу страны. Особенно большое значение имеет образовательная политика, ориентированная на сферу государственного управления, что определяет необходимость всестороннего обоснования принимаемых решений.

Литература:

1. Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ // Вопросы философии. — 2013. — № 1.

2. Межуев В.М. Образование и культура // Высшее образование для XXI века. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.

3. Ritzer G. The Mcdonaldization of Society, 2000.

Происходящие в стране процессы развития гражданского общества, необходимость социального, технического развития чрезвычайно актуализируют проблемы образовательной сферы. К ним добавляются лавинообразный поток технологического обновления, экспансия высоких технологий, в том числе информационно-коммуникационных, глобализация и информатизация, которые устанавливают новые приоритеты, принципиально меняя правила игры. Трансформации подвергаются при этом все без исключения фундаментальные структуры эпохи модернити: рынок, общество, государство, системы управления и др.

Современный мир переживает «эпоху перемен»: доминировавший вплоть до недавнего времени стадиальный тип общественного развития с незыблемыми, как предполагалось, социальными, экономическими, культурными закономерностями, уходит в прошлое. На место известного, знакомого мира приходит парадоксальный эмпирический контекст, отражающий чрезвычайно противоречивую, эклектичную картину регионального и глобального развития: реанимирование традиций прошлых эпох, одновременная актуализация модерна и архаики, практика инновационной активности и реставрация патрилокальных трендов.

Разнообразные факторы, под воздействием которых происходит развитие общества в последние десятилетия, кардинально преобразуют привычные жизненные реалии, что относится как к цивилизационным устоям западного мира, так и к отечественным практикам — будь то искусство или наука, промышленное производство или сфера услуг, просто повседневная жизнь. Важнейшую роль играет адаптивность человеческого фактора, необходимого, чтобы жить и работать в новых условиях, применяться к ситуативным инверсиям, развивая и используя требуемые в данный момент качества. Потенциал субъектного фактора, особенно квалификационный, в конечном счете маркирует возможность достижения облигаторной динамики модернизационного процесса. Внедрение научных достижений, новейшие технологии, оптимизация производственного цикла требуют далеко не в последнюю очередь наличия высококвалифицированных кадров. Поэтому речь в первую очередь следует вести об уровне их подготовки, профессиональных и общекультурных компетенциях, создающих предпосылки для адекватного ответа на вызовы времени.

Для Цитирования:
Козьякова Мария Ивановна, Проблемы гуманитарного образования: выбор приоритетов. Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: