Происходящие в стране процессы развития гражданского общества, необходимость социального, технического развития чрезвычайно актуализируют проблемы образовательной сферы. К ним добавляются лавинообразный поток технологического обновления, экспансия высоких технологий, в том числе информационно-коммуникационных, глобализация и информатизация, которые устанавливают новые приоритеты, принципиально меняя правила игры. Трансформации подвергаются при этом все без исключения фундаментальные структуры эпохи модернити: рынок, общество, государство, системы управления и др.
Современный мир переживает «эпоху перемен»: доминировавший вплоть до недавнего времени стадиальный тип общественного развития с незыблемыми, как предполагалось, социальными, экономическими, культурными закономерностями, уходит в прошлое. На место известного, знакомого мира приходит парадоксальный эмпирический контекст, отражающий чрезвычайно противоречивую, эклектичную картину регионального и глобального развития: реанимирование традиций прошлых эпох, одновременная актуализация модерна и архаики, практика инновационной активности и реставрация патрилокальных трендов.
Разнообразные факторы, под воздействием которых происходит развитие общества в последние десятилетия, кардинально преобразуют привычные жизненные реалии, что относится как к цивилизационным устоям западного мира, так и к отечественным практикам — будь то искусство или наука, промышленное производство или сфера услуг, просто повседневная жизнь. Важнейшую роль играет адаптивность человеческого фактора, необходимого, чтобы жить и работать в новых условиях, применяться к ситуативным инверсиям, развивая и используя требуемые в данный момент качества. Потенциал субъектного фактора, особенно квалификационный, в конечном счете маркирует возможность достижения облигаторной динамики модернизационного процесса. Внедрение научных достижений, новейшие технологии, оптимизация производственного цикла требуют далеко не в последнюю очередь наличия высококвалифицированных кадров. Поэтому речь в первую очередь следует вести об уровне их подготовки, профессиональных и общекультурных компетенциях, создающих предпосылки для адекватного ответа на вызовы времени.