Актуальность исследования проблем формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у современного населения обусловлена рядом причин. Среди них существенным является то, что кризисные процессы современного российского общества непосредственно влияют на пропаганду и профилактику здорового образа жизни. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние здоровья и безопасность России напрямую связаны с реализацией программ здорового образа жизни. Поэтому так важно изучить мнение молодежи о проблемах формирования здорового образа жизни в современном обществе.
Здоровье человека в определении Всемирной организации здоровья (ВОЗ) — это состояние полного социального, душевного и физического благополучия, а не просто отсутствие физических дефектов и болезней; мышление и поведение человека, которые обеспечивают ему укрепление и охрану здоровья; индивидуальная система привычек, обеспечивающая индивиду необходимый уровень жизнедеятельности для решения личных запросов и проблем и для решения задач, связанных с выполнением обязанностей; система жизни, которая обеспечивает оптимальный и достаточный обмен индивида со средой и позволяет тем самым сохранить на безопасном уровне здоровье [1, c. 86].
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социально активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
Современное российское образование переживает период динамичных изменений, которые происходят в русле глобальных преобразований общества. Развитие системы образования требует постоянной адаптации ее ключевых составляющих к изменяющимся, новым условиям. Один из таких базовых компонентов — это принципы педагогической деятельности, которые нуждаются в приоритетном пересмотре. Социально-культурная обусловленность принципов воспитания и обучения не вызывает сомнений.
На современном этапе развития российской педагогики, в процессе активного поиска концептуальных основ российского образования, приобретает особую актуальность разработка сущности принципа природосообразности в качестве методологического ориентира при рассмотрении важных вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни с учетом новых достижений в разных сферах знаний о природе, обществе и человеке. Но в современных научных публикациях этот принцип или не рассматривается вовсе, или затрагивается вскользь.