По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 79

Формирование здорового образа жизни как педагогическая проблема

Минаева Екатерина Юрьевна магистрант кафедры педагогики и психологии высшей школы АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: alex196822@mail.ru

В статье рассматриваются особенности понимания принципа природосообразности в педагогической науке как основы формирования здорового образа жизни в современной образовательной системе. Рассматриваются дефиниции понятия «природосообразность» в отечественной и зарубежной педагогике в различных подходах, выделяются особенности его внедрения в образовательный процесс.

Литература:

1. Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 9. — С. 85–90.

2. Безрукова В.С. Педагогика. — Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2005. — 344 с.

3. Касимов Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2015. — № 2 (38). — С. 161–172.

4. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: пособие для учителей. — М.: Интерпракс, 1994. — 208 с.

5. Кузнецов С.И., Зязина В.О. Основные принципы здорового образа жизни // Культура физическая и здоровье. — 2016. — № 4 (59). — С. 89–92.

6. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. — 1995. — № 2. — С. 14–20.

7. Никитина Л.Е. Принцип природосообразности в современной теории воспитания // Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2003. — Ч. 2. — 162 с.

8. Подласый И. Энергоинформационная педагогика. — М.: Дата Сквер, 2010. — 424 с.

9. Рахимов А.З. Природосообразная технология обучения и развития школьников: Монография. — Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2005. — 196 с.

10. Тарабрина Л.С. Педагогические условия реализации принципа природосообразности воспитания в образовательной практике северного города: Дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — 155 с.

11. Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. 2. Новый промышленный и общественный мир. — М.: Соцэкгиз, 1939. — 468 с.

12. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. — 237 с.

Актуальность исследования проблем формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у современного населения обусловлена рядом причин. Среди них существенным является то, что кризисные процессы современного российского общества непосредственно влияют на пропаганду и профилактику здорового образа жизни. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние здоровья и безопасность России напрямую связаны с реализацией программ здорового образа жизни. Поэтому так важно изучить мнение молодежи о проблемах формирования здорового образа жизни в современном обществе.

Здоровье человека в определении Всемирной организации здоровья (ВОЗ) — это состояние полного социального, душевного и физического благополучия, а не просто отсутствие физических дефектов и болезней; мышление и поведение человека, которые обеспечивают ему укрепление и охрану здоровья; индивидуальная система привычек, обеспечивающая индивиду необходимый уровень жизнедеятельности для решения личных запросов и проблем и для решения задач, связанных с выполнением обязанностей; система жизни, которая обеспечивает оптимальный и достаточный обмен индивида со средой и позволяет тем самым сохранить на безопасном уровне здоровье [1, c. 86].

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социально активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Современное российское образование переживает период динамичных изменений, которые происходят в русле глобальных преобразований общества. Развитие системы образования требует постоянной адаптации ее ключевых составляющих к изменяющимся, новым условиям. Один из таких базовых компонентов — это принципы педагогической деятельности, которые нуждаются в приоритетном пересмотре. Социально-культурная обусловленность принципов воспитания и обучения не вызывает сомнений.

На современном этапе развития российской педагогики, в процессе активного поиска концептуальных основ российского образования, приобретает особую актуальность разработка сущности принципа природосообразности в качестве методологического ориентира при рассмотрении важных вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни с учетом новых достижений в разных сферах знаний о природе, обществе и человеке. Но в современных научных публикациях этот принцип или не рассматривается вовсе, или затрагивается вскользь.

Для Цитирования:
Минаева Екатерина Юрьевна, Формирование здорового образа жизни как педагогическая проблема. Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: