Глобализационные процессы, происходящие в мире, тотально неотвратимы. Если не выдержать их давления — значит, образно говоря, выпасть из исторической колесницы. И нет другого средства, способного обеспечить исторически востребованный уровень конкурентоспособности страны, кроме образования. Ибо в современных условиях конкурентная борьба — это в первую очередь борьба интеллектов. И только государства, осуществляющие свое развитие на основе опережающего создания принципиально новой интеллектуальной продукции, сумеют выдержать жесточайший прессинг конкурентной борьбы. Причем по всем направлениям современного социального бытия, что изначально определяется исторической беспрецедентностью необходимых масштабов и объемов непрерывно создаваемой интеллектом человека инновационной продукции.
Исторически возникающая зависимость развития государства от масштабов подобной продукции принципиально изменяет отношение к системе отечественного образования и, естественно, критерии оценки эффективности ее функционирования. В результате привычно раздающееся и совершенно справедливое требование «повышать качество и эффективность образования» призвано наполняться принципиально новой содержательностью. И суть ее — в формировании готовности каждого выпускника вуза не только к компетентной, но и к творческой самореализации.
И, следовательно, отечественное образование, становящееся в условиях глобализации фактором исторически востребованного обеспечения конкурентоспособности государства, поставлено перед необходимостью найти системное решение столь судьбоносной задачи.
Естественно, что при беспрецедентной сложности требуемого решения педагогическая наука, интегрирующая достижения смежных наук и передового опыта, призвана не только обосновать необходимость осознания на государственном уровне неотложности изменения критериальных требований к образованию, но и раскрыть, каким образом такая цель может быть достигнута на практике. А это значит — ответить на самый главный в условиях глобализации вопрос: «Благодаря чему отечественное образование не только призвано, но и сможет обеспечить исторически востребованный уровень конкурентоспособности?» Такая постановка проблемы изначально требует осознания необходимости выявления каких-то объективно существующих возможностей, использование которых способно привести к требуемому результату. При этом мы не можем не осознавать, что речь идет не о фрагментарных, преимущественно организационных преобразованиях, к сожалению, определявших развитие отечественного образования в последние годы, а о системных решениях, соответствующих парадигмальным изменениям реальной действительности как объективной данности. И, следовательно, выявления того, что отражает принципиально другую, но исторически востребованную сущностную предназначенность образования как целенаправленного процесса, и, значит, откровенного признания несостоятельности целей, определявших и инерционно определяющих функционирование системы отечественного образования.