По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.53

Каким должно быть современное образование?

Турбовской Яков Семенович доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16. E-mail: jakov@psk-net.ru

Автор размышляет над тем, какими качествами должно обладать современное образование, чтобы формировать соответствующие запросам времени качества — профессиональные и личностные. Особое внимание уделяется программе «Столичное образование» в той ее части, которая направлена на обеспечение доступности электронной среды всем участникам образовательного процесса. Показано, что новая технологическая реальность требует подготовки к использованию всех ее ресурсов, но также определено, что новейшие технологии не могут стать фактором формирования творческой направленности личности. В связи с этим необходимо относиться к электронной среде как к техническому средству без ее идеализации, но и без демонизации.

Литература:

1. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)» (в ред. постановления правительства Москвы от 27.03.2018 № 233-ПП) // Официальный портал мэра и правительства Москвы. — URL: https://www.mos.ru/dogm/documents/state-program-metropolitan-education/ view/214011220/.

2. Турбовской Я.С. Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс. — М., 2012.

3. Турбовской Я.С. Наука от практики отрываться не может // Известия. — 2016. — № 4.

4. Шаталова Н.П. Конструктивная образовательная среда в педагогическом вузе // XXXI Международная электронная научная конференция «Новые технологии в образовании». — URL: http://econf.rae.ru/article/4714.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 1997. — С. 14.

Глобализационные процессы, происходящие в мире, тотально неотвратимы. Если не выдержать их давления — значит, образно говоря, выпасть из исторической колесницы. И нет другого средства, способного обеспечить исторически востребованный уровень конкурентоспособности страны, кроме образования. Ибо в современных условиях конкурентная борьба — это в первую очередь борьба интеллектов. И только государства, осуществляющие свое развитие на основе опережающего создания принципиально новой интеллектуальной продукции, сумеют выдержать жесточайший прессинг конкурентной борьбы. Причем по всем направлениям современного социального бытия, что изначально определяется исторической беспрецедентностью необходимых масштабов и объемов непрерывно создаваемой интеллектом человека инновационной продукции.

Исторически возникающая зависимость развития государства от масштабов подобной продукции принципиально изменяет отношение к системе отечественного образования и, естественно, критерии оценки эффективности ее функционирования. В результате привычно раздающееся и совершенно справедливое требование «повышать качество и эффективность образования» призвано наполняться принципиально новой содержательностью. И суть ее — в формировании готовности каждого выпускника вуза не только к компетентной, но и к творческой самореализации.

И, следовательно, отечественное образование, становящееся в условиях глобализации фактором исторически востребованного обеспечения конкурентоспособности государства, поставлено перед необходимостью найти системное решение столь судьбоносной задачи.

Естественно, что при беспрецедентной сложности требуемого решения педагогическая наука, интегрирующая достижения смежных наук и передового опыта, призвана не только обосновать необходимость осознания на государственном уровне неотложности изменения критериальных требований к образованию, но и раскрыть, каким образом такая цель может быть достигнута на практике. А это значит — ответить на самый главный в условиях глобализации вопрос: «Благодаря чему отечественное образование не только призвано, но и сможет обеспечить исторически востребованный уровень конкурентоспособности?» Такая постановка проблемы изначально требует осознания необходимости выявления каких-то объективно существующих возможностей, использование которых способно привести к требуемому результату. При этом мы не можем не осознавать, что речь идет не о фрагментарных, преимущественно организационных преобразованиях, к сожалению, определявших развитие отечественного образования в последние годы, а о системных решениях, соответствующих парадигмальным изменениям реальной действительности как объективной данности. И, следовательно, выявления того, что отражает принципиально другую, но исторически востребованную сущностную предназначенность образования как целенаправленного процесса, и, значит, откровенного признания несостоятельности целей, определявших и инерционно определяющих функционирование системы отечественного образования.

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семенович, Каким должно быть современное образование?. Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: