По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

От редактора

Тематика данного номера направлена на осмысление современных процессов развития образования, обусловленных стремительным ростом технологических инноваций. Авторы занимают взвешенную позицию, с одной стороны, показывая, что образование, чтобы быть соответствующим всем требованиям развития общества, должно быть современным, то есть включающим подготовку обучающихся ко всем процессам, в том числе информационно-технологическим, в которые они будут включены. С другой стороны, утверждается, что не техника определяет развитие общества, а потребности общества вызывают формирование тех технологических инноваций, которые выступят очередным локомотивом прогресса. Спор о том, что в этих процессах является определяющим, ведется достаточно давно, и здесь четко обозначены две позиции. Первую еще полвека назад выразил канадский социолог М. Маклюэн, заключив ее в максиме Media is Message, которая означает буквально следующее: средство сообщения само есть сообщение о том обществе, в котором оно функционирует. Если средство передачи информации — письменность, это одно общество, если цифра — абсолютно иное. Однако эта позиция не безупречна — иначе как объяснить, что печатный станок со сменными литерами был изобретен в Китае на два века ранее, чем в Европе, но он не произвел там такой же информационной революции, как это случилось в рамках европейской культуры.

Применительно к основной теме данного номера журнала этот вопрос формулируется следующим образом: достаточно ли передать навыки обращения с новейшими средствами связи и способами получения информации современным студентам, чтобы они были востребованы и в момент их выпуска, и двумя десятилетиями позже? Думается, что технологии получения информации — безусловно, важный аспект процесса образования. Но важнейшим является и иное — привитие навыков системного мышления, обучение логическим, аналитическим и синтетическим процедурам, укрепление исторического сознания, а также формирование гражданственности и патриотизма. И одно без другого существовать не может: обучить студента только технологиям без понимания основ профессиональных процессов — значит превратить его в человека «одной кнопки», обучить его только фундаментальным принципам — значит лишить его изначально возможности использовать в профессиональной деятельности огромные анклавы информации, накопленной в глобальных базах данных. Поэтому для того, чтобы обеспечить задачу, поставленную Президентом России Владимиром Путиным, связанную с обеспечением к 2024 году конкурентоспособности российского образования в глобальном масштабе, необходима реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», предполагающего активное использование в образовательной деятельности самых новейших технологий.

Для Цитирования:
От редактора. Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: