По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Средневековая праздничная культура: воплощение официальной религиозной и языческой традиции. Материалы к курсам «История культуры», «Культурология»

Ушакова Анна Александровна магистрант кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: dialy666@mail.ru

Статья посвящена сравнению двух противоположных начал средневековой праздничной культуры — церковной и народной, закономерностям их рождения и взаимодействия. Проведен сравнительный анализ отношения двух начал праздничной культуры Средних веков ко времени, свободе и к человеку. Материал может быть использован в рамках курсов «История культуры» и «Культурология» для гуманитарных направлений подготовки и специальностей.

Литература:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1965.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984.

3. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: светская и праздничная жизнь в искусстве IX–XVI веков. — М.: Наука, 1988.

4. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. — М., 1978.

5. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Пер. с лат. и примеч. А.Н. Крылова; под ред. Л.С. Полака. — М.: Наука, 1989. — С. 40–41.

6. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. — Л., 1986.

7. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. — М., 1927.

8. Тойнби А.Д. Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.

Праздничная культура Средневековья — это часть общечеловеческого мирового культурного наследия и само по себе явление интернациональное. Но все же в основе культуры Средних веков лежат два основных начала — это культура «варварских» народов Западной Европы и культурные традиции христианской Западной Римской империи. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению средневековой культуры и объясняет ее противоречивость. Границы изучаемого материала довольно размыты, и диапазон исследования широк: начиная от IX–XI веков вплоть до XV–XVI столетий. Протяженность временных границ, широкий хронологический диапазон взятого периода позволяют проследить эволюцию праздничной жизни данной эпохи.

Праздник на протяжении всей истории человечества играл значимую роль. Праздничная культура — это зеркало, показатель качества повседневной культуры, показатель распределения политических сил [7]. Изучение эстетики праздника с его ритуалами и архаическими чертами позволяет заглянуть в глубинные пласты сознания народа, в его эмоциональный мир, всесторонне представить духовную культуру той или иной эпохи.

Праздничная культура всегда составляла существенную часть жизни, даже в такую сложную эпоху, пронизанную влиянием Церкви на все стороны развития общества: «В самую религиозную из эпох, когда жизнь воспринималась как череда тягот и несчастий, человек не мог довольствоваться лишь бесполой любовью к Богу и небесным ликованием» [3, c. 3].

Тема средневековой праздничной культуры не нова для изучения, она стала предметом анализа в работах В.П. Даркевича («Народная культура Средневековья: светская и праздничная жизнь в искусстве IX–XVI веков»), М. Бахтина («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»), А.Я. Гуревича («Категории средневековой культуры»), А.И. Мазаева («Праздник как социально-художественное явление») и многих других исследователей. М.М. Бахтин резко противопоставил, разделил авторитарную культуру католицизма с ее односторонностью серьезного тона и культуру карнавала с ее утопией и освобождением от господствующей идеологии и отчуждения. В действительности, как отметил А.Я. Гуревич, столь явной противоположности между народом и Церковью не существовало — они не только различались по своей культуре, но и имели общие основы для взаимопонимания — это смирение, терпение, спасение во Христе (государе) [2]. А также это общие истоки — языческие, которые доминировали в народном сознании на протяжении долгих веков и с которыми Церковь боролась всеми доступными ей методами.

Для Цитирования:
Ушакова Анна Александровна, Средневековая праздничная культура: воплощение официальной религиозной и языческой традиции. Материалы к курсам «История культуры», «Культурология». Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: