Праздничная культура Средневековья — это часть общечеловеческого мирового культурного наследия и само по себе явление интернациональное. Но все же в основе культуры Средних веков лежат два основных начала — это культура «варварских» народов Западной Европы и культурные традиции христианской Западной Римской империи. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению средневековой культуры и объясняет ее противоречивость. Границы изучаемого материала довольно размыты, и диапазон исследования широк: начиная от IX–XI веков вплоть до XV–XVI столетий. Протяженность временных границ, широкий хронологический диапазон взятого периода позволяют проследить эволюцию праздничной жизни данной эпохи.
Праздник на протяжении всей истории человечества играл значимую роль. Праздничная культура — это зеркало, показатель качества повседневной культуры, показатель распределения политических сил [7]. Изучение эстетики праздника с его ритуалами и архаическими чертами позволяет заглянуть в глубинные пласты сознания народа, в его эмоциональный мир, всесторонне представить духовную культуру той или иной эпохи.
Праздничная культура всегда составляла существенную часть жизни, даже в такую сложную эпоху, пронизанную влиянием Церкви на все стороны развития общества: «В самую религиозную из эпох, когда жизнь воспринималась как череда тягот и несчастий, человек не мог довольствоваться лишь бесполой любовью к Богу и небесным ликованием» [3, c. 3].
Тема средневековой праздничной культуры не нова для изучения, она стала предметом анализа в работах В.П. Даркевича («Народная культура Средневековья: светская и праздничная жизнь в искусстве IX–XVI веков»), М. Бахтина («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»), А.Я. Гуревича («Категории средневековой культуры»), А.И. Мазаева («Праздник как социально-художественное явление») и многих других исследователей. М.М. Бахтин резко противопоставил, разделил авторитарную культуру католицизма с ее односторонностью серьезного тона и культуру карнавала с ее утопией и освобождением от господствующей идеологии и отчуждения. В действительности, как отметил А.Я. Гуревич, столь явной противоположности между народом и Церковью не существовало — они не только различались по своей культуре, но и имели общие основы для взаимопонимания — это смирение, терпение, спасение во Христе (государе) [2]. А также это общие истоки — языческие, которые доминировали в народном сознании на протяжении долгих веков и с которыми Церковь боролась всеми доступными ей методами.