Систематизация всего многообразия культурных форм является научной задачей особой сложности. Культурную форму имеют все продукты деятельности человека, все организационные структуры объединения людей, все акты человеческого поведения, обмена информацией, интеллектуального и художественного самовыражения человека и т.п. В исследовательских интересах можно сгруппировать эти формы тем или иным образом. Но это будут лишь фрагментарные типологии, не являющиеся комплексным обозрением всего многообразия культурных форм. Поэтому и мой опыт генерализации является лишь субъективным представлением о феномене культурной формы, не имеющим должной системности. Культура проявляет себя в трех типах форм:
— социально-поведенческом, непосредственно обеспечивающем коллективный характер жизнедеятельности людей с помощью обычаев, нравов, этикета, гостеприимства, вежливости и пр., сигнализирующих о добрых намерениях участников взаимодействия;
— символическом, обеспечивающем социальную интеграцию опосредованно через посредство разговорного языка и системы художественных, религиозных, идеологических и иных образов, связанных преимущественно с процессами социальной коммуникации, воздействующих на сознание человека, обучающих его и создающих благоприятную психологическую атмосферу для коллективного образа жизни;
— утилитарном, обеспечивающем функциональную пригодность тех или иных продуктов деятельности людей.
Можно провести дифференцирование культурных форм на формы культурных продуктов, формы культурных систем и формы культурных процессов. Все они так или иначе обусловлены внешними условиями, в которых протекают их сложение и существование, и своими социальными функциями. Причем формы культурных продуктов больше детерминированы внешними условиями, формы культурных процессов — функциями, а у культурных систем обе детерминации примерно сопоставимы. Впрочем, это не следует абсолютизировать; в реальной практике бывает поразному.
Культура — это наша нормированная несвобода. И вместе с тем это модель социальной справедливости, актуальная для данного общества в данное время. Социальную справедливость следует понимать как меру несвободы, как степень социальной обусловленности поведения индивида, признанную необходимой здесь и сейчас, а культуру — как форму ее символического выражения. В конечном счете социальная свобода — это удовлетворяющий общество баланс между коллективным и индивидуальным началами в культуре. Коллективная культура абсолютно преобладала в древности и в Средневековье, а с началом Нового времени в культуре появились и первые признаки индивидуального начала, то есть условия свободы, постепенно размывавшие функциональную несвободу.