По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Культура: смыслы — функции — формы

Флиер Андрей Яковлевич главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор, Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2. E-mail: andrey.fl ier@yandex.ru

Показано, что культура выступает как система, обладающая смыслами, отражающимися в функциях, и существующая в определенных формах. Автор показывает, что культура развивается в рамках основного противоречия «свой — чужой» и может быть представлена в границах таких же антиномичных понятий, как «текст — контекст», «форма — структура». Определено, что культура — система, действующая по своим законам, и, как любая система, она стремится к самовоспроизводству и развитию, к сохранению целостности, даже иногда в ущерб интересам отдельных индивидов. Иными словами, культура здесь рассматривается не только как модель социальной справедливости, но и как нормированная несвобода.

Литература:

1. Айзексон У. Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная. — М.: Corpus, 2015. — 1020 с.

2. Бочаров В.В. Истоки власти // Антропология власти. Т. 1. Власть в антропологическом дискурсе. — СПб.: Изд. СПбГУ, 2006. — С. 172–220.

3. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. — М.: Наука, Восточная литература, 1994. — 384 с.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

5. Кондаков И.В. Природа как «ключ» к пониманию культуры (история и современность) // Человек и природа: История взаимодействия, источники и информационные ресурсы, визуальные образы, исследовательские практики. Материалы ХХ Международной научной конференции. — М.: РГГУ, 2017. — С. 133–137.

6. Костина А.В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе. — М.: УРСС, 2009. — 216 с.

7. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1985. — 536 с.

8. Лем Ст. Философия случая. — М.: АСТ, 2005. — 768 с.

9. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). — М.: Прогресс-Универс, 1994. — 272 с.

10. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М.: ОГИ, 2005. — 184 с.

11. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1962. — 180 с.

12. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. — М.: УРСС, 2008. — 256 с.

13. Орлова Э.А. Динамика культуры и целенаправленная активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.А. Орловой. — М.: DrDoom, 1994.

14. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 376 с.

15. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. — М.: Издательство иностранной литературы, 1960. — 372 с.

17. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. — М.: Согласие, 2012. — 528 с.

16. Флиер А.Я. Морфология культуры: новое осмысление [Электронный ресурс] // Культура культуры. — 2017. — № 3. — URL: http://cult-cult.ru/themorphology-of-culture-a-new-understanding/.

18. Шапинская Е.Н. Избранные работы по философии культуры. — М.: Согласие, 2014. — 456 с.

19. Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. — М.: Гнозис, 1996. — 248 с.

20. Grossberg L. The Formations of Cultural Studies // Relocating Cultural Studies. — London — New York: Routledge, 1993. — Р. 21–67.

21. Hall S. Encoding and Decoding // Culture, Media, Language. — London: Hutchinson, 1980. — Р. 128–139.

Систематизация всего многообразия культурных форм является научной задачей особой сложности. Культурную форму имеют все продукты деятельности человека, все организационные структуры объединения людей, все акты человеческого поведения, обмена информацией, интеллектуального и художественного самовыражения человека и т.п. В исследовательских интересах можно сгруппировать эти формы тем или иным образом. Но это будут лишь фрагментарные типологии, не являющиеся комплексным обозрением всего многообразия культурных форм. Поэтому и мой опыт генерализации является лишь субъективным представлением о феномене культурной формы, не имеющим должной системности. Культура проявляет себя в трех типах форм:

— социально-поведенческом, непосредственно обеспечивающем коллективный характер жизнедеятельности людей с помощью обычаев, нравов, этикета, гостеприимства, вежливости и пр., сигнализирующих о добрых намерениях участников взаимодействия;

— символическом, обеспечивающем социальную интеграцию опосредованно через посредство разговорного языка и системы художественных, религиозных, идеологических и иных образов, связанных преимущественно с процессами социальной коммуникации, воздействующих на сознание человека, обучающих его и создающих благоприятную психологическую атмосферу для коллективного образа жизни;

— утилитарном, обеспечивающем функциональную пригодность тех или иных продуктов деятельности людей.

Можно провести дифференцирование культурных форм на формы культурных продуктов, формы культурных систем и формы культурных процессов. Все они так или иначе обусловлены внешними условиями, в которых протекают их сложение и существование, и своими социальными функциями. Причем формы культурных продуктов больше детерминированы внешними условиями, формы культурных процессов — функциями, а у культурных систем обе детерминации примерно сопоставимы. Впрочем, это не следует абсолютизировать; в реальной практике бывает поразному.

Культура — это наша нормированная несвобода. И вместе с тем это модель социальной справедливости, актуальная для данного общества в данное время. Социальную справедливость следует понимать как меру несвободы, как степень социальной обусловленности поведения индивида, признанную необходимой здесь и сейчас, а культуру — как форму ее символического выражения. В конечном счете социальная свобода — это удовлетворяющий общество баланс между коллективным и индивидуальным началами в культуре. Коллективная культура абсолютно преобладала в древности и в Средневековье, а с началом Нового времени в культуре появились и первые признаки индивидуального начала, то есть условия свободы, постепенно размывавшие функциональную несвободу.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Культура: смыслы — функции — формы. Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: