По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147

Универсальные и этнокультурные коды в медиарекламной картине мира. Методические материалы к курсам по направлению «Реклама и связи с общественностью»

Ежова Елена Николаевна доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Кавказского федерального университета, Россия, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1, корп. 20. E-mail: ezhova.elena1@gmail.com

Статья посвящена изучению взаимодействия универсальных и этнокультурных кодов в структуре медиарекламной картины мира. В теоретико-методологическом обосновании исследования обобщены знания, представленные в работах российских и зарубежных ученых, о картиноформирующем потенциале рекламы, семиотике медийно-рекламного дискурса, особенностях функционирования рекламы в условиях полиэтничной среды. В качестве основных методов исследования в работе используются структурно-семиотический подход, функциональный анализ, деятельностный подход. В результате исследования эмпирического материала в работе устанавливаются типы универсальных и этнокультурных кодов в структуре медиарекламной картины мира.

Литература:

1. Ежова Е.Н. Медиарекламная картина мира: люди и вещи. — М.: Илекса, 2010. — 176 с.

2. Зализняк Анна А. Русская семантика в типологической перспективе. К вопросу о термине «языковая картина мира» // Russian Linguistics. — 2013. — Vol. 37. — Issue 1. — P. 5–20.

3. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. — М.: ЭКСМО, 2005. — 368 с.

4. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. — М.: Гнозис, 2003. — 375 с.

5. Лосев А.Ф. Философия имени // Самое само. Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — С. 29–204.

6. Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 336 с.

7. Степанов В.Н. Семиотические коды в рекламном тексте // Аналитика культурологии. — 1999. — № 3 (24). — С. 92–100.

8. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.: Ювента, 1999. — 318 с.

9. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.

10. O’Sullivan T., Hartley J., Saunders D., Montgomery M., Fiske J. Key Concepts in Communication and Cultural Studies. — London and New York: Routledge, 1994. — XIV. — 367 p

Современная медиарекламная картина мира формируется в условиях глобализации социально-экономических процессов в обществе, что влечет за собой транскультурный характер семиотического поля рекламы, который организуется на основе взаимопроникновения универсальных кодов и этноспецифичных кодов различных культур. Универсальные коды в структуре медиарекламной картины мира отражают материальную и духовную интегрированность общества, общность нравственных ценностей; локальность — уникальность и многообразие национальных культур. Исследование механизмов взаимодействия этих кодов в структуре рекламного текста и специфики его эффективного функционирования в условиях полиэтничной среды представляется весьма актуальной научной задачей.

Теоретико-методологической основой для разработки концепции взаимодействия универсальных и этнокультурных кодов в структуре медиарекламной картины мира стали труды по теории информации и коммуникации Ж. Бодрийяра, Л.М. Земляновой, Н. Лумана, М. Маклюэна, В.Д. Попова, Ю. Хабермаса и пр.; по языковой концептуализации мира — Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Анны А. Зализняк, В.В. Красных, Ю.С. Степанова, В.Н. Топорова, А.Д. Шмелева и др. Реклама как социокультурный феномен и картиноформирующая система рассматривается в работах Р. Барта, И.Л. Викентьева, М.К. Ковриженко, А.В. Костиной, В.Л. Музыканта, И.Г. Пендиковой, Л.С. Ракитиной, Н.В. Старых, М.И. Старуш, В.В. Ученовой, Л.Н. Федотовой, М.В. Ягодкиной и др. Особенности функционирования рекламы в условиях поликультурного социума исследуются в работах Е.С. Егоровой, Е.Э. Штукиной, О.А. Ксензенко и др.

В основу методологии исследования были положены структурно-семиотический подход, в рамках которого медиарекламная картина мира рассматривалась как множественное единство семиотических кодов различных культур; функциональный анализ, связанный с рассмотрением особенностей функционирования единиц различных знаковых систем в структуре креолизованного рекламного текста; деятельностный подход, направленный на исследование текста рекламы как результата творческой деятельности рекламиста, основная цель которой — воздействовать на адресата и изменить модели его поведения.

Для Цитирования:
Ежова Елена Николаевна, Универсальные и этнокультурные коды в медиарекламной картине мира. Методические материалы к курсам по направлению «Реклама и связи с общественностью». Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: