По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008; 009

Анализ подходов к определению понятия «информационная культура» в современной научной литературе

Грязнова Елена Владимировна доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и теологии Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, Россия, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1. E-mail: egik37@yandex.ru
Афанасьев Сергей Владимирович аспирант кафедры философии и теологии Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, врач — психиатр-нарколог государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Россия, 420082, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сеченова, д. 6. E-mail: egik37@yandex.ru
Sergey Afanasyev Postgraduate student, Department of Philosophy and Theology, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, addiction psychiatrist of the Republican Narcological Dispensary of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan Russia, 420082, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. Sechenova, 6 E-mail: egik37@yandex.ru

В статье представлен анализ концепций информационного общества и различных подходов к определению этого понятия. Авторы рассматривают информацию и утверждают: несмотря на распространенность научной позиции относительно доминирующего значения технологий в истории развития цивилизаций, не только они являются движущей силой движения исторического процесса. Здесь важными становятся факторы, объединяющие закономерности развития всех сфер общественной жизни, развития экономики, технологий и многого иного. В связи с этим показано, что технологический и философский подходы принципиальным образом различаются, представляя различную же трактовку исторических процессов — или в аспекте рассмотрения технологий как источника причинности, или в аспекте рассмотрения всей совокупности социокультурных факторов как основы телеологии.

Литература:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. — М.: Владос, 1994. — 336 с.

2. Абитова Г.Т. Формирование основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. — СПб., 2015. — 26 с.

3. Александрова Л.Д. Культура виртуальной коммуникации: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Л.Д. Александрова. — Челябинск: ЧГАКИ, 2009. — 27 с.

4. Антонова М.А. Различные подходы к понятию «информационная культура» / М.А. Антонова // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 3 (82). — С. 30–33.

5. Беляев Р.В. Информационная культура личности: Ведущие методологические подходы / Р.В. Беляев, Е.И. Григорьева // Вестник МГУКИ. — 2016. — № 2 (70). — С. 90–96.

6. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ = Social structure virtual network communities / С.В. Бондаренко; Рост. гос. ун-т. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2004 (ЗАО «Книга»). — 319 с.

7. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. — М., 1984. — 120 с.

8. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура / Г.Г. Воробьев. — М.: Мол. гвардия, 1988. — 303 с.

9. Головань С.А. Трансформация воспитания в пространстве современной информационной культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / С.А. Головань. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. — 25 с.

10. Грязнова Е.В. Идентификация человека в информационной реальности / Е.В. Грязнова // Психология и психотехника. — 2013. — № 4 (55). — С. 371–379.

11. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ / Е.В. Грязнова // Философия и культура. — 2016. — № 3. — C. 452–458.

12. Грязнова Е.В. Информационная социализация личности / Е.В. Грязнова // Социология власти. — 2010. — № 1. — С. 18–25.

13. Грязнова Е.В. Информация и виртуальная реальность: концептуальные основания проблемы / Е.В. Грязнова, А.Д. Урсул. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. — 159 с.

14. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации / Е.В. Грязнова // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 2. — https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-18.

15. Гуревич И.М. Информация — всеобщее свойство материи. Характеристики, оценки, ограничения, следствия / И.М. Гуревич, А.Д. Урсул. — М.: Либроком, 2012. — 314 с.

16. Даниленко Л.В. Культура информационных технологий в маркетинге: Дис. канд. культурол. наук: 24.00.01. — Краснодар, 2002. — 182 с.

17. Елинер И.Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе: Дис. д-ра культурологии: 24.00.01. — СПб., 2010. — 311 с.

18. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс / Н.Б. Зиновьева; под ред. И.И. Горловой. — Краснодар, 1996. — 135 с.

19. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С. Зубова и И.М. Андреевой. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994. — С. 5–11.

20. Игнатов М.А. Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры: Автореф. дис. канд. ф. наук: 09.00.13. — Белгород, 2011. — 22 с.

21. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. — 330 с.

22. Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика, перспективы // Информатика и образование. — 1990. — № 6. — С. 26.

23. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — URL: https://lektsia.com/7x7ea2.html.

24. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1990. — С. 120– 140.

25. Колин К.К. Информация и культура. Введение в информационную культурологию / К.К. Колин, А.Д. Урсул. — М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. — 300 с.

26. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика / К.К. Колин. — М., 2000. — 302 с.

27. Колобова О.Л. К проблеме генезиса понятия «информационная культура» в отечественной науке / О.Л. Колобова, А.М. Колобова // Вестник ВЭГУ. — 2015. — № 5 (79). — С. 69–75.

28. Колосова О.Ю. Экологический императив в культуре информационного общества: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / О.Ю. Колосова. — Ставрополь: СГАУ, 2003. — 26 с.

29. Луговая Ю.А. Семиотика медийного текста в культурфилософском измерении: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Ю.А. Луговая. — М.: РАНХИГС, 2013. — 27 с.

30. Матвиенко Д.В. Информационная культурология и информационная антропология как новые научные направления / Д.В. Матвиенко // Культурная жизнь юга России. — 2008. — № 3. — С. 6–8.

31. Медведева Е.А. Основы информационной культуры / Е.А. Медведева // СоцИс. — 1994. — № 11. — С. 52–67.

32. Медзяновская Т.В. Роль традиционных институтов в формировании информационной культуры в современном обществе: На примере библиотек: Дис. канд. культурологии: 24.00.01. — М., 2004. — 177 с.

33. Микерина Т.В. Информационная культура и кризис социокультурной идентичности в условиях глобализации: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. — СПб., 2010. — 23 с.

34. Мрочко Л.В. Информационная культура общества и личности: Монография / Л.В. Мрочко. — М.: Изд-во МГОУ, 2008. — 200 с.

35. Нигматуллина Г.Ф. Культура российских интернет-сообществ в условиях становления информационного общества: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06. — Тюмень, 2011. — 22 с.

36. Новокшонова М.Ю. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ин-т теории и истории пед. РАО. — М., 2006. — 26 с.

37. Осьмук Л.А. Динамика информационных процессов развития культуры: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Л.А. Осьмук. — Томск, 1994. — 20 с.

38. Полякова Г.В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 2015. — 35 с.

39. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях / А.И. Ракитов. — М., 1998. — 104 с.

40. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу / А.И. Ракитов // Теория и практика общественно-научной информации. — М.: ИНИОН РАН, 1989. — 102 с.

41. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А.И. Ракитов // Вопросы философии. — 1994. — № 4. — С. 14–34.

42. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок / А.И. Ракитов // Вопросы философии. — 1992. — № 5. — С. 3–23.

43. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. — Свердловск, 1991. — С. 125.

44. Самерханова Э.К. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования / Э.К. Самерханова, З.У. Имжарова // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 2. — https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2.

45. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э.Л. Семенюк // НТИ. Сер. 1. — 1994. — № 7. — С. 3–37.

46. Сороко С.М. Информационная культура: смена парадигмальных установок / С.М. Сороко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. — 2013. — № 7. — С. 120–122.

47. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АСТ, 2002. — 450 c.

48. Уханов В.А. Информационная деятельность человека: Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11 / В.А. Уханов. — Екатеринбург, 1997. — 29 с.

49. Филина О.А. Проблемы современной информационной этики: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.05 / О.А. Филина. — Тула: ГПУ, 2009. — 20 с.

Анализ подходов к определению понятия и сущности информационной культуры показывает, что единого мнения по этому вопросу среди ученых пока не существует [4; 5; 18; 19; 27; 46]. Так, например, основные философско-методологические аспекты изучения информационной культуры как результата и качественного состояния информационной цивилизации получили свое развитие в трудах отечественных авторов — Б.С. Иноземцева, А.И. Ракитова, Р.Ф. Абдеева и др. [1; 21; 23; 24; 29; 40–42]. Данные работы часто становятся базисом диссертационных и монографических исследований информационной культуры в основном по социальной философии. В конце ХХ века исследование информационной культуры проводилось чаще в аспекте изучения информационного общества или процессов информатизации. Как таковой феномен информационной культуры анализировался как результат информатизации и информационной деятельности [37; 47; 48]. Более поздние социально-философские работы раскрывают феномен информационной культуры как вид культуры современного общества и личности [33; 34; 38].

Близким к указанному варианту определения понятия и сущности информационной культуры является подход, основанный на исторической типологии культуры. Следуя такой методике, происходит деление самой культуры на культуру архаической, аграрной, индустриальной и информационной цивилизаций. В результате появляется возможность анализировать специфику информационной культуры в системе исторического процесса. Данная методология используется в работах, где предметом изучения являются место и роль информационной культуры в системе цивилизации и культуры.

Так, по мнению А.И. Ракитова, не технологические или информационные революции способствуют развитию цивилизации. Он утверждает, что развитие цивилизационных систем — закономерный процесс следования эпох при сокращении практически синхронно времени наступления каждой последующей из них по экспоненте. Современные революции носят уже информационно-технологический характер, являясь социокультурным процессом. Информационная культура как понятие им не употребляется — он пишет об информатизации культуры современного общества, рассматривая новый тип культуры как продукт информатизации культуры [39–42]. Достижение определенного уровня развития культуры и есть тот скачок, благодаря которому происходит смена цивилизации.

Для Цитирования:
Грязнова Елена Владимировна, Афанасьев Сергей Владимирович, Sergey Afanasyev, Анализ подходов к определению понятия «информационная культура» в современной научной литературе. Ученый совет. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: