Анализ подходов к определению понятия и сущности информационной культуры показывает, что единого мнения по этому вопросу среди ученых пока не существует [4; 5; 18; 19; 27; 46]. Так, например, основные философско-методологические аспекты изучения информационной культуры как результата и качественного состояния информационной цивилизации получили свое развитие в трудах отечественных авторов — Б.С. Иноземцева, А.И. Ракитова, Р.Ф. Абдеева и др. [1; 21; 23; 24; 29; 40–42]. Данные работы часто становятся базисом диссертационных и монографических исследований информационной культуры в основном по социальной философии. В конце ХХ века исследование информационной культуры проводилось чаще в аспекте изучения информационного общества или процессов информатизации. Как таковой феномен информационной культуры анализировался как результат информатизации и информационной деятельности [37; 47; 48]. Более поздние социально-философские работы раскрывают феномен информационной культуры как вид культуры современного общества и личности [33; 34; 38].
Близким к указанному варианту определения понятия и сущности информационной культуры является подход, основанный на исторической типологии культуры. Следуя такой методике, происходит деление самой культуры на культуру архаической, аграрной, индустриальной и информационной цивилизаций. В результате появляется возможность анализировать специфику информационной культуры в системе исторического процесса. Данная методология используется в работах, где предметом изучения являются место и роль информационной культуры в системе цивилизации и культуры.
Так, по мнению А.И. Ракитова, не технологические или информационные революции способствуют развитию цивилизации. Он утверждает, что развитие цивилизационных систем — закономерный процесс следования эпох при сокращении практически синхронно времени наступления каждой последующей из них по экспоненте. Современные революции носят уже информационно-технологический характер, являясь социокультурным процессом. Информационная культура как понятие им не употребляется — он пишет об информатизации культуры современного общества, рассматривая новый тип культуры как продукт информатизации культуры [39–42]. Достижение определенного уровня развития культуры и есть тот скачок, благодаря которому происходит смена цивилизации.