Автор показывает, что в ХХ веке появилась новая глобальная проблема — неосознанность происходящего, или кризис понимания. Эта проблема осознается в статье как проблема практическая, так как понимание служит созиданию и является условием выживания человечества. В статье показано, что в этой ситуации российское общество может спасти только подготовка значительной части выпускников школ, среднего профессионального и высшего образования, способных понимать окружающий мир и происходящее в нем, способных творить. В современной системе образования необходим баланс равновеликих и взаимодополняющих подсистем точных и естественных наук с одной стороны и общественных и гуманитарных — с другой. Сегодня же утрачено правильное соотношение между этими подсистемами. Автор доказывает: в целях гармоничного развития общества следует преодолеть недооценку общественного и гуманитарного знания в современном образовании и осознать дисбаланс подсистем как еще одну глобальную проблему человечества.
Радикальные изменения, происходящие сейчас во всех областях жизни российского общества, накладывают существенный отпечаток на массовое восприятие событий прошлого, культурную грамотность населения. Следовательно, в решении задач формирования культурной компетентности студентов необходимо искать новые подходы, соответствующие нынешним реалиям. Основные элементы культурной грамотности (знания и способы интерпретации тех или иных явлений социальной жизни) формируются через освоение базовых текстов культуры (вербальных и невербальных). В статье анализируются источники историко-культурной памяти современных студентов, выступающей основой формирования их гражданско-патриотических позиций.
Данная статья содержит подборку материалов, посвященных опорным университетам, истории их создания, целям и задачам, которые призваны решить опорные университеты. Раскрываются опыт создания и начальный этап развития опорных вузов, анализируются позитивные изменения в системе регионального образования и проблемы, которые находятся в стадии решения, представляются критерии оценки программ развития опорных университетов, показываются источники их финансирования.
В данной работе рассмотрены проблемы, которые встали перед образовательной системой России. Автор анализирует ключевые моменты, влияющие на российское образование в условиях глобализации и внешнеполитической напряженности. В ходе работы автор опирался на научные работы, посвященные названной проблеме, мнения экспертов, личный опыт и нормативные документы.
Работа посвящена обсуждению проблем обучения студентов-социологов в настоящее время с точки зрения глобализации образования. На примере математической подготовки анализируются возникающие при этом проблемы. Обсуждаются возможные пути решения.
Теоретические и практические обстоятельства диктуют настоятельную необходимость сделать культурологическую компоненту в системе образования одним из постоянных и реально действующих механизмов развития творческого, способного к интегрирующему действию мышления, способом расширения кругозора и повышения способности к анализу современных социальных процессов, инструментом формирования самостоятельного и просвещенного участника межкультурных контактов, знающего и чувствующего свою, родную культуру и в то же время признающего и уважающего любую иную культуру, представленную в современном поликультурном пространстве и времени.
Автор показывает, что обучение и воспитание — взаимосвязанный процесс, обеспечивающий введение человека в мир культуры. Человек — суперсложная система, его очеловечивание (окультуривание) — сложнейший системный процесс, разные стороны которого пронизывают друг друга, проникают друг в друга. Но все-таки это разные стороны, формирование и развитие которых происходит и в обучении как способе освоения знаний и видов человеческой деятельности, и в воспитании как способе присвоения ценностей системе, которая втягивает в себя и обучение. Автор обращается к философии М.С. Кагана и осмысливает ее ведущие постулаты.
В статье показано, что в обществе постепенно изменяется отношение к инвалидам, в том числе к студентам-инвалидам. Автор показывает, что изменение отношения к проблеме инвалидности — это эффект деятельности общественных, неправительственных и некоммерческих организаций. Именно эти организации самым решительным образом заявили об особых потребностях лиц со статусом «инвалид», выступив против самого этого термина, который, по их мнению, является стигматизирующим, определяющим особую нишу в обществе для лиц с устойчивым расстройством здоровья. Автор приводит результаты исследования среди студентов в отношении проблемы инвалидности, иллюстрирует тезисы статьи плакатами и листовками студентов-инвалидов и доказывает изменение общественного сознания в сторону продвижения к принятию как равных людей со статусом «инвалид».