По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017

Эффективность просветительской и воспитательной работы: историко-культурная память студентов как основа формирования их гражданско-патриотических позиций

Штомпель Олег Михайлович заведующий кафедрой исторической культурологии факультета философии и культурологии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, доктор философских наук, профессор Россия, 344002, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, e-mail: shtompel@rnd.runnet.ru

Радикальные изменения, происходящие сейчас во всех областях жизни российского общества, накладывают существенный отпечаток на массовое восприятие событий прошлого, культурную грамотность населения. Следовательно, в решении задач формирования культурной компетентности студентов необходимо искать новые подходы, соответствующие нынешним реалиям. Основные элементы культурной грамотности (знания и способы интерпретации тех или иных явлений социальной жизни) формируются через освоение базовых текстов культуры (вербальных и невербальных). В статье анализируются источники историко-культурной памяти современных студентов, выступающей основой формирования их гражданско-патриотических позиций.

Литература:

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 2006.

2. Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. Об историческом сознании современной студенческой молодежи // Социологические исследования. — 2014. — № 12.

3. Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Социологическое исследование (март — июнь 2013 года, под руководством проф. И.М. Ильинского). — URL: http://mosgu.ru/press-tsentr/news_university/detail.php?ID=27052.

4. Цветкова И.В. Поколенческие различия и динамика патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социологические исследования. — 2014. — № 3.

В языковой практике показателем уровня культурной грамотности и культурной компетентности личности являются знание и понимание так называемых прецедентных текстов, значимых как в эмоциональном, так и в гносеологическом плане и для индивида, и для его социального окружения. Прецедентные тексты регулярно «всплывают» в языковом дискурсе и являются социокультурными маркерами принадлежности индивида к национальной культуре, демографической группе [1]. Прецедентные тексты «встроены» в систему текстов культуры, в ее семиосферу.

Сам массив прецедентных текстов культуры формируется прежде всего в системе образования, а также благодаря СМИ, Интернету, литературе и киноискусству. Особое значение в определении качества культурологической просветительской работы имеет исследование феноменов, вошедших в когнитивно-эмоциональную сферу культурной памяти российских студентов о наиболее значимых событиях российской истории.

В основе существования корпуса «прецедентных единиц» лежит знание наиболее важных фактов, событий, художественных трактовок, представлений об исторических личностях той или иной эпохи, сведений из семейного архива. В ходе общения часто используются различного рода символы, благодаря которым сообщения «спрессовываются» и одновременно поддаются расшифровке. Так, «...при восприятии названия произведения, цитаты из него, имени персонажа или имени автора актуализируется так или иначе весь прецедентный текст, т.е. приводится в состояние готовности... для использования в дискурсе по разным своим параметрам» [1, с. 218]. Последние могут носить самый разнообразный характер, связанный с той или иной ситуацией, — либо в качестве образца действия, либо как критерий оценки, либо в виде источника эстетических или эмоциональных переживаний. Каков же уровень культурной компетентности и культурной грамотности российских студентов, рассмотренный с точки зрения освоения ими важнейших прецедентных текстов отечественной культуры?

Несмотря на разрушение единой в своих важнейших характеристиках для советских людей культурной картины мира, несмотря на возрастающий межпоколенческий разрыв между «миром взрослых» и молодежью, вынужденной планировать свое будущее в условиях кризиса и неопределенности, основным показателем единства историко-культурной памяти народа, ценностно-смыслового ядра культуры, дающего возможность россиянам единым образом интерпретировать феномены социальной жизни, является отношение к Великой Отечественной войне [4, с. 45–51; 2, с. 86–96].

Для Цитирования:
Штомпель Олег Михайлович, Эффективность просветительской и воспитательной работы: историко-культурная память студентов как основа формирования их гражданско-патриотических позиций. Ученый совет. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: