В языковой практике показателем уровня культурной грамотности и культурной компетентности личности являются знание и понимание так называемых прецедентных текстов, значимых как в эмоциональном, так и в гносеологическом плане и для индивида, и для его социального окружения. Прецедентные тексты регулярно «всплывают» в языковом дискурсе и являются социокультурными маркерами принадлежности индивида к национальной культуре, демографической группе [1]. Прецедентные тексты «встроены» в систему текстов культуры, в ее семиосферу.
Сам массив прецедентных текстов культуры формируется прежде всего в системе образования, а также благодаря СМИ, Интернету, литературе и киноискусству. Особое значение в определении качества культурологической просветительской работы имеет исследование феноменов, вошедших в когнитивно-эмоциональную сферу культурной памяти российских студентов о наиболее значимых событиях российской истории.
В основе существования корпуса «прецедентных единиц» лежит знание наиболее важных фактов, событий, художественных трактовок, представлений об исторических личностях той или иной эпохи, сведений из семейного архива. В ходе общения часто используются различного рода символы, благодаря которым сообщения «спрессовываются» и одновременно поддаются расшифровке. Так, «...при восприятии названия произведения, цитаты из него, имени персонажа или имени автора актуализируется так или иначе весь прецедентный текст, т.е. приводится в состояние готовности... для использования в дискурсе по разным своим параметрам» [1, с. 218]. Последние могут носить самый разнообразный характер, связанный с той или иной ситуацией, — либо в качестве образца действия, либо как критерий оценки, либо в виде источника эстетических или эмоциональных переживаний. Каков же уровень культурной компетентности и культурной грамотности российских студентов, рассмотренный с точки зрения освоения ими важнейших прецедентных текстов отечественной культуры?
Несмотря на разрушение единой в своих важнейших характеристиках для советских людей культурной картины мира, несмотря на возрастающий межпоколенческий разрыв между «миром взрослых» и молодежью, вынужденной планировать свое будущее в условиях кризиса и неопределенности, основным показателем единства историко-культурной памяти народа, ценностно-смыслового ядра культуры, дающего возможность россиянам единым образом интерпретировать феномены социальной жизни, является отношение к Великой Отечественной войне [4, с. 45–51; 2, с. 86–96].