По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Функции образования и динамика институтов трансляции знания в современном обществе

Белый Владислав Александрович магистрант Института философии Санкт-Петербургского государственного университета по направлению «Конфликтология» Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9, e-mail: spbu@spbu.ru

В данной работе рассмотрены проблемы, которые встали перед образовательной системой России. Автор анализирует ключевые моменты, влияющие на российское образование в условиях глобализации и внешнеполитической напряженности. В ходе работы автор опирался на научные работы, посвященные названной проблеме, мнения экспертов, личный опыт и нормативные документы.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 13.11.2016).

2. Айзятов Ф.А., Бурова Ю.В. Противодействие идеологии терроризма в рамках системы образования в современной России // Интеграция образования. — 2014. — Вып. 4 (77). — Т. 18. — С. 17–24.

3. Бордовский Г.А. Вызовы современной системы образования школьному учителю // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — Вып. 6. — С. 6–10.

4. В Госдуме призвали бороться с эпидемией ВИЧ пересмотром нравственных ориентиров // Интерфакс: [сайт]. — URL: http://www.interfax.ru/ russia/535312 (дата обращения: 13.11.2016).

5. Васильева: уборка в школах прекратит воспитывать «потребителей» // Газета.ру: [сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/social/ news/2016/09/26/n_9151787.shtml (дата обращения: 13.11.2016).

6. Костикова Л.П. Российское образование в условиях глобализации и поликультурного социума // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — Вып. 6. — С. 4–7.

7. Маврин А.С. Новые парадигмы развития образования в современной России // Омский научный вестник. — 2007. — Вып. 3 (67). — С. 5–9.

8. Мутко В.Л., Цветков С.А., Таймазов А.В., Антипов М.Л. Глобализация как фактор трансформации системы высшего образования в России // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2008. — Вып. 9. — С. 61–65.

9. Руденко В.А. Глобализация образования и проблема сохранения национальной культуры // Теория и практика общественного развития. — 2012. — Вып. 6. — С. 57–60.

10. Ситуация с ВИЧ оказалась критической в 10 российских регионах // Интерфакс: [сайт]. — URL: http://www.interfax.ru/russia/536446 (дата обращения: 13.11.2016).

11. Скибицкий М.М. Вызовы глобализации и оптимизация образования в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2014. — Вып. 3 (15). — С. 14–19.

12. Чугунова Е.С. Государственная политика России в области высшего образования в контексте глобализации // Вестник Поволжского института управления. — 2008. — Вып. 4. — С. 116–120.

Последние 25 лет российское образование переживает череду серьезных реформ. Во многом это связано с изменившимися социально-экономическими условиями в стране, поскольку произошла коренная перестройка общества. Россия встала на капиталистический путь развития, который предъявляет иные требования к образовательному процессу. Страна вошла в новую информационную эпоху, которая на корню меняет все устройство обучения, а идеологическая система СССР перестала оказывать влияние на воспитательный процесс. Таким образом, советская система образования, перешедшая по «наследию» Российской Федерации, при всех ее плюсах и минусах уже не может отвечать сложившейся структуре социально-экономических отношений в стране и в мире [3, c. 7].

Образование тесно переплетено не только с наукой и культурой, но и со многими социальными институтами и системами: государством, производством и экономикой, семьей [7, c. 7]. При этом каждая составляющая общественной жизни, будь то рынок труда или семейные ценности, выдвигает свои требования к образовательному процессу. Сейчас произошла глобализация образования, которая обусловлена в том числе и потребностями мировой экономики, производственный процесс которой постоянно совершенствуется [11, c. 15].

Теперь мобильность учащихся значительно выше, чем, скажем, 50 лет назад. Сегодня можно говорить и о взаимодействии ученых со всего мира: они обмениваются опытом, конкурируют между собой, создают совместные проекты, разработки. При этом существует и противоположная тенденция, связанная с национализацией и изоляцией образования, которая вызвана непростой ситуацией в международных отношениях между Россией и другими государствами. Какие же вызовы стоят перед современным российским образованием в эпоху глобализации и напряженности в международных отношениях?

Правительством РФ в постановлении «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» был определен ряд целей, которые должны быть достигнуты в области образования до 2025 года. Среди них выделены стратегические цели по созданию «основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России», «утверждению статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» и «кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство» [1]. Таким образом, один из главных вызовов для современного российского образования лежит в сфере экономики. Будучи надстройкой над экономическим базисом, образование не только оказывается под влиянием экономической ситуации, но и само влияет на экономику, поскольку является своего рода «конвейером» по созданию специалистов для производства. Следовательно, необходимо понимать и анализировать те вызовы, которые экономическая ситуация в стране предъявляет к образованию.

Для Цитирования:
Белый Владислав Александрович, Функции образования и динамика институтов трансляции знания в современном обществе. Ученый совет. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: