По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14.015.62

Что дает культурологическая компонента высшему образованию?

Быховская Ирина Марковна доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, e-mail: bykhovskaya@ricur.ru

Теоретические и практические обстоятельства диктуют настоятельную необходимость сделать культурологическую компоненту в системе образования одним из постоянных и реально действующих механизмов развития творческого, способного к интегрирующему действию мышления, способом расширения кругозора и повышения способности к анализу современных социальных процессов, инструментом формирования самостоятельного и просвещенного участника межкультурных контактов, знающего и чувствующего свою, родную культуру и в то же время признающего и уважающего любую иную культуру, представленную в современном поликультурном пространстве и времени.

«Линия судьбы» образования, как и любой другой сферы деятельности человека, — это всегда некоторая результирующая, несущая отпечаток множества различных по характеру воздействий: собственной, внутренней логики развития данного вида деятельности; закономерностей и тенденций изменения социального пространства, в котором эта практика бытийствует; волевых решений, в разной степени «по вектору» совпадающих (или вовсе не совпадающих) с названными логиками; практических действий, прежде всего тех, которые влекут существенные последствия для определенной сферы деятельности в силу, например, обладания такого рода атрибутами, как массовость или, напротив, неординарность, как контекстуальная знаковость и т.п.

Нет сомнения, что значимые факторы влияния далеко не исчерпываются этим списком, и скрупулезный исследователь, обратившись, например, к сегодняшним траекториям движения образовательной идеологии и практики, несомненно, сумеет увидеть за их конфигурацией влияние еще не одного обстоятельства, не обозначенного в вышеприведенном перечне. Исследования и обзорные статьи, посвященные развитию института образования в последние десятилетия, дают богатую палитру такого рода поисков, связанных как со стремлением объяснить причины происходящего, желанием выявить тенденции и предсказать возможные последствия преобразований, так и с формированием тех или иных желаемых моделей образовательной практики.

В этом богатом проблемном поле заметное место в последнее время — впрочем, как и во времена предшествовавшие (хотя по иным причинам и при иных обстоятельствах), — занимают вопросы, связанные с гуманитарной подготовкой обучающихся. Один из них — вопрос о роли и статусе культурологической компоненты в образовании, в радикальной версии предстающий как вопрос о культурологизации образования. В полной мере осознавая, что обозначаемый этим термином процесс имеет пока весьма условное отношение к реальной ситуации в сегодняшнем образовании, хотя и отражает определенную интенцию, мы считаем тем не менее немаловажным обратиться к самому смыслу этого процесса, к анализу тех обстоятельств и влияний, которые стимулировали его формирование, равно как и обсуждению того места и роли, которыми обладает (или должна обладать) культурологическая компонента в образовательной деятельности.

Для Цитирования:
Быховская Ирина Марковна, Что дает культурологическая компонента высшему образованию?. Ученый совет. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: