«Линия судьбы» образования, как и любой другой сферы деятельности человека, — это всегда некоторая результирующая, несущая отпечаток множества различных по характеру воздействий: собственной, внутренней логики развития данного вида деятельности; закономерностей и тенденций изменения социального пространства, в котором эта практика бытийствует; волевых решений, в разной степени «по вектору» совпадающих (или вовсе не совпадающих) с названными логиками; практических действий, прежде всего тех, которые влекут существенные последствия для определенной сферы деятельности в силу, например, обладания такого рода атрибутами, как массовость или, напротив, неординарность, как контекстуальная знаковость и т.п.
Нет сомнения, что значимые факторы влияния далеко не исчерпываются этим списком, и скрупулезный исследователь, обратившись, например, к сегодняшним траекториям движения образовательной идеологии и практики, несомненно, сумеет увидеть за их конфигурацией влияние еще не одного обстоятельства, не обозначенного в вышеприведенном перечне. Исследования и обзорные статьи, посвященные развитию института образования в последние десятилетия, дают богатую палитру такого рода поисков, связанных как со стремлением объяснить причины происходящего, желанием выявить тенденции и предсказать возможные последствия преобразований, так и с формированием тех или иных желаемых моделей образовательной практики.
В этом богатом проблемном поле заметное место в последнее время — впрочем, как и во времена предшествовавшие (хотя по иным причинам и при иных обстоятельствах), — занимают вопросы, связанные с гуманитарной подготовкой обучающихся. Один из них — вопрос о роли и статусе культурологической компоненты в образовании, в радикальной версии предстающий как вопрос о культурологизации образования. В полной мере осознавая, что обозначаемый этим термином процесс имеет пока весьма условное отношение к реальной ситуации в сегодняшнем образовании, хотя и отражает определенную интенцию, мы считаем тем не менее немаловажным обратиться к самому смыслу этого процесса, к анализу тех обстоятельств и влияний, которые стимулировали его формирование, равно как и обсуждению того места и роли, которыми обладает (или должна обладать) культурологическая компонента в образовательной деятельности.